Социально-профилактический проект «Жизненный путь»
Актуальность
Семья - первый и основной в жизни человека социальный институт, где закладываются основы его развития, приобретается опыт взаимоотношений с другими людьми, формируются нравственные ценности и установки и в целом нормы социального поведения.
Особенную роль для ребенка семья несет в первые три года его жизни, так как становление человека, как личности, проходит только в окружении семьи. Именно родители, а также те, кто подсознательно взял на себя эту роль, являются основой социализации человека.
Но современное общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности. Значительные изменения происходят в институте семьи, в том числе наблюдается и деформация ее функций и роли в личностном формировании ребенка. Смена привычной системы ценностей и мотивов поведения приводит к состоянию неуверенности, социальной и психологической дезадаптации, незрелости, проявлению асоциального поведения, и в первую очередь у молодых людей – будущих родителей. Увеличивается число детей, рожденных вне брака, воспитывающихся в неполных семьях, в семьях, родители которых имеют негативный опыт семейного воспитания.
Так, анализ данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и проживающих в регионе, показывает на:
«омоложение» проблем неблагополучия. Так 40,2% семей, в которых родители имеют возраст до 31 года, и 24% - в которых родители сами выросли в неблагополучных семьях;
увеличение числа детей, состоящих на профилактическом учете в возрасте до трех лет (01.01.2012 – 12,2% от общего числа детей, находящихся в социально опасном положении, 01.01.2013 – 16%, 01.01.2014 – 17%, 01.01.2015 – 25%, 01.01.2016 – 25,2%; 01.01.2017 - 21%, 01.01.2018 - 23%, 01.01.2019 - 21%, на сегодняшний день это 46% детей.
отсутствие у родителей в достаточной мере знаний о построении внутрисемейных отношений, об основах материнства и отцовства, о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, об уходе за ним; социальная незрелость в решении хозяйственно-бытовых, правовых вопросов и др.
Всё это, как правило, влечет воспитание вслепую, интуитивно, не приносит позитивных результатов и всей тяжестью ложится на ребенка.
Таким образом, актуальность социальной и психолого-педагогической поддержки данных родителей обусловлена необходимостью получения ими определенного уровня знаний по основам материнства и отцовства, проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком, по обеспечению безопасных условий для его жизни, построению семейных отношений, выполнению социально-экономической функции семьи.
Краткое обоснование проекта
К проблеме семейного неблагополучия, безнадзорности, социального сиротства можно соотнести одну истину – болезнь легче предупредить, чем лечить.
Актуальным остается: сопровождение специалистами (педагоги, медицинские работники и др.) беременных женщин, рожениц, матерей, которые воспитывают детей в возрасте до трех лет, и имеют признаки социального риска, своевременное предоставление им комплекса мер, направленных на сохранение для ребенка полноценной семьи, формирование детско-родительских отношений на ранних стадиях. Решение данных проблем является одной из главных форм первичной профилактики социального сиротства.
В рамках первичной профилактики основной упор работы делается на профилактику предпосылок семейного неблагополучия, сглаживание и устранение негативных проявлений. Это консультативная помощь, психолого-педагогическая поддержка родителей, обучение навыкам общения с ребенком и получение практических знаний, сотрудничество с организациями, ведомствами, посредничество с целью решения проблем семьи, формирования социально-бытового опыта у родителей и др. Все это способствует активизации родителей, формированию у них родительской компетенции, осознанного критического отношения к своей воспитательной деятельности, повышению статуса ребёнка и сохранению его в семье.
Цель проекта:
раннее выявление признаков семейного неблагополучия;
профилактика семейного неблагополучия;
приобретение родителями психолого-педагогических, медицинских знаний по воспитанию, психофизическому развитию детей, формированию детско-родительских отношений, построению внутрисемейных отношений;
приобретение родителями социально-экономических, правовых знаний, способствующих планомерному воспитанию, содержанию детей, решению правовых вопросов.
Задачи:
повышение воспитательно-педагогического потенциала родителей, родительской ответственности;
предупреждение материнской депривации;
обеспечение помощи и поддержки семьи: оказание консультативной, социальной, психолого-педагогической, правовой и других видов помощи в воспитании, развитии, содержании детей, формировании детско-родительских отношений;
совместный патронат семей с медицинскими работниками, обучение родителей навыкам общения с ребенком, ухода за ним, профилактики детских заболеваний, создания безопасных условий для жизнедеятельности несовершеннолетних.
Принципы: добровольности, открытости, компетентности, соблюдения этики и взаимоуважения, межведомственного сотрудничества.
Организатор проекта: ГУО «Социально-педагогический центр Глубокского района».
Проект реализуется совместно с учреждением здравоохранения «Глубокская центральная районная больница» (женская консультация, родильное отделение, детская поликлиника, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты).
В рамках реализации проекта налажено сотрудничество
- сельские исполнительные комитеты;
- отдел ЗАГС;
- учреждения образования;
- территориальный центр социального обслуживания населения, общественные благотворительные организации;
- отдел внутренних дел райисполкома.
Специалисты социально-педагогического центра взаимодействуют с родственниками семьи, ближайшим окружением, способными оказать действенную помощь и поддержку.
Участники проекта:
родители, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и не имеющие опыта в их воспитании;
родители, входящие в группу «социального риска» либо уже состоящие на профилактическом учете (социально опасное положение);
несовершеннолетние беременные и мамы;
мамы, лишенные ранее родительских прав.
Проект имеет долгосрочные сроки реализации.
Ожидаемые результаты:
выявление неблагополучия в семье на ранних этапах;
понимание нужд и потребностей ребенка;
наличие у родителей навыков принятия ответственности за полноценное развитие ребёнка в семье, повышение родительской компетентности;
получение навыков по уходу за детьми, обеспечению безопасных условий для несовершеннолетних;
предупреждение кризисных ситуаций в семье (насилие, жестокое обращение с детьми);
усиление личностных ресурсов, позволяющих позитивно воспринимать будущее;
сформированность навыков решения жизненных проблем, социальных, правовых вопросов;
снижение количества детей, признанных находящимися в социально опасном положении;
сохранение ребенка в родной семье.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (1 год)
изучение нормативно-правовых актов;
постановка целей и задач;
анализ сообщений УЗ «Глубокская ЦРБ» о наличии факторов социального риска у беременных женщин, несовершеннолетних беременных, сообщений о детях в возрасте до трех лет, оказавшихся в неблагополучной ситуации, признанных находящимися в социально опасном положении;
составление проекта на основе изученных материалов;
определение форм, методов деятельности для достижения ожидаемого результата.
2. Реализация проекта
составление и обновление списка беременных женщин, семьей, в которых воспитываются дети в возрасте до трех лет и имеющих признаки «социального риска» (при поступлении информации);
установление контакта с женщинами, ближайшим окружением (до 7 дней);
сбор информации о семье, изучение условий проживания, потенциала родителей, выявление проблем семьи (до 15 дней);
поиск путей для устранения факторов риска, подключение заинтересованных служб, организаций, трудовых коллективов, родственников для оказания помощи семье. Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи (в течение месяца);
обеспечение сопровождения семьи во взаимодействии с УЗ «Глубокская ЦРБ» (до трех месяцев). Обучение родителей навыкам воспитания детей, осуществлению ухода за ними, организации питания, профилактике заболеваний и лечению, построению детско-родительских отношений, решению бытовых, социальных, правовых вопросов и оказание других видов помощи семье специалистами социально-педагогического центра в рамках домашнего визитирования, медицинскими работниками в ходе медицинского патронажа;
консультирование по запросу, получение практических навыков родителями в рамках работы клуба «Жизненный путь» (до достижения ребенком возраста трех лет).
При наличии оснований и критериев в ходе сопровождения либо при поступлении информации о неблагополучной обстановке для ребенка инициируются вопросы признания его находящимся в социально опасном положении, организуется работа согласно Постановлению совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
Поступившие сообщения и результаты сопровождения рассматриваются на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Заключительный
контроль семьи в ходе сопровождения, поддержка специалистами положительных изменений в семье;
анализ изменений в семье в рамках сопровождения. Предоставление родителям заключительных рекомендаций;
мониторинг семей, участвующих в работе клуба «Жизненный путь», детей находящихся в социально опасном положении в возрасте до трех лет;
подведение итогов реализации проекта (ежегодно).
План реализации проекта
|
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
|
1 |
Систематизация материала. |
подготовитель-ный этап |
Осипова Е.В., директор Драбович Т.И., педагог-психолог |
|
2 |
Формирование списка семей (молодые матери группы риска). |
ежеквартально |
Драбович Т.И., педагог-психолог Осипова Е.В., директор |
|
3 |
Определение задач по сопровождению семьи (проведение совета профилактики) |
при поступлении информации |
Осипова Е.В., директор Драбович Т.И., педагог-психолог Адамович И.С., педагог социальный |
|
4 |
Социальное, психолого-педагогической сопровождение. Личностно – ориентированное психологическое консультирование. |
постоянно |
Драбович Т.И., педагог-психолог Адамович И.С., педагог социальный |
|
5 |
Создание информационной продукции. Разработка консультаций, памяток, буклетов, брошюр, отвечающих задачам обучения и просвещения конкретного родительского социума. |
в течение всего периода реализации проекта |
Драбович Т.И., педагог-психолог Адамович И.С., педагог социальный |
|
6 |
Реализация и проведение коллективной формы работы с семьёй - клуб молодых мам «Жизненный путь». |
ежеквартально |
Драбович Т.И., педагог-психолог |
|
7 |
Анализ результатов реализации проекта. |
декабрь ежегодно |
Осипова Е.В., директор Драбович Т.И., педагог-психолог |
Литература:
1. Ковалевская, А.В. Психолого – педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов – психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений /А.В. Ковалевская А.В., З.Н. Ганчарик. – 3-е изд., испр. и доп. - Минск: «Зорны верасок», 2014. – 271 с.
2. Диагностика и коррекция детско – родительских отношений: практикум / автор-сост. О.Н. Истратова. - Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 316 с.
3. Мадлен Дени. Самостоятельные мамы. Сделать счастливыми наших детей. – Москва: «Клевер-Медиа-Групп», 2014. – 194 с.
4. Павлова Л.Н. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до 3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М., 2005.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».


















