Встреча с приёмными родителями
Благотворительная акция с РУП «Фармация»
Методический практикум
Безопасные каникулы
Международный день защиты детей
Районный этап олимпиады правовых знаний
Отдаю сердце детям
14 октября в Центре традиционной культуры и народного творчества прошло очередное заседание для клуба замещающих... Читать далее...
Витебское областное отделение РОО «Белорусский детский фонд» проводит совместную благотворительную акцию с РУП... Читать далее...
3 мая 2025 года специалистами социально-педагогического центр организована  встреча приемных родителей с сотрудниками... Читать далее...
Радостно, звонко, тепло и красочно прошёл главный праздник детства для воспитанников детского социального приюта и... Читать далее...
6 мая 2025 года на базе Глубокской районной гимназии прошел районный этап олимпиады правовых знаний. Организаторы... Читать далее...
В ноябре специалистами ГУО «Социально-педагогический центр Глубокского района» продолжены встречи в трудовых... Читать далее...

Молодёжь против наркотиков

ярморка вакансий

2023 god mira i sozidaniya
banners 6
banners 3

kudapostupat

blue em

portal

ministerstvo

Glub

mir pravo

mir pravo

sm

rooglub2018-09

mchs

brsm

brpo

pravo by

Мы  оказываем информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации

Актуальность

Семья - первый и основной в жизни человека социальный институт, где закладываются основы его развития, приобретается опыт взаимоотношений с другими людьми, формируются нравственные ценности и установки и в целом нормы социального поведения.   

Особенную роль для ребенка семья несет в первые три года его жизни, так как становление человека, как личности, проходит только в окружении семьи. Именно родители, а также те, кто подсознательно взял на себя эту роль, являются основой социализации человека.

Но современное общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности. Значительные изменения происходят в институте семьи, в том числе наблюдается и деформация ее функций и роли в личностном формировании ребенка. Смена привычной системы ценностей и мотивов поведения приводит к состоянию неуверенности, социальной и психологической дезадаптации, незрелости, проявлению асоциального поведения, и в первую очередь у молодых людей – будущих родителей. Увеличивается число детей, рожденных вне брака, воспитывающихся в неполных семьях, в семьях, родители которых имеют негативный опыт семейного воспитания.

Так, анализ данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и проживающих в регионе, показывает на:

 «омоложение» проблем неблагополучия. Так 40,2% семей, в которых родители имеют возраст до 31 года, и 24% - в которых родители сами выросли в неблагополучных семьях;

 увеличение числа детей, состоящих на профилактическом учете в возрасте до трех лет (01.01.2012 – 12,2% от общего числа детей, находящихся в социально опасном положении, 01.01.2013 – 16%, 01.01.2014 – 17%, 01.01.2015 – 25%, 01.01.2016 – 25,2%;  01.01.2017 - 21%, 01.01.2018  - 23%, 01.01.2019 - 21%, на сегодняшний день это 46% детей. 

отсутствие у родителей в достаточной мере знаний о построении внутрисемейных отношений, об основах материнства и отцовства, о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, об уходе за ним; социальная незрелость в решении хозяйственно-бытовых, правовых вопросов и др.

Всё это, как правило, влечет воспитание вслепую, интуитивно, не приносит позитивных результатов и всей тяжестью ложится на ребенка.

Таким образом, актуальность социальной и психолого-педагогической поддержки данных родителей обусловлена необходимостью получения ими определенного уровня знаний по основам материнства и отцовства, проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком, по обеспечению безопасных условий для его жизни, построению семейных отношений, выполнению социально-экономической функции семьи. 

Краткое обоснование проекта

К проблеме семейного неблагополучия, безнадзорности, социального сиротства можно соотнести одну истину – болезнь легче предупредить, чем лечить.

Актуальным остается: сопровождение специалистами (педагоги, медицинские работники и др.) беременных женщин, рожениц, матерей, которые воспитывают детей в возрасте до трех лет, и имеют признаки социального риска, своевременное предоставление им комплекса мер, направленных на сохранение для ребенка полноценной семьи, формирование детско-родительских отношений на ранних стадиях. Решение данных проблем является одной из главных форм первичной профилактики социального сиротства.

В рамках первичной профилактики основной упор работы делается на профилактику предпосылок семейного неблагополучия, сглаживание и устранение негативных проявлений. Это консультативная помощь, психолого-педагогическая поддержка родителей, обучение навыкам общения с ребенком и получение практических знаний, сотрудничество с организациями, ведомствами, посредничество с целью решения проблем семьи, формирования социально-бытового опыта у родителей и др. Все это способствует активизации родителей, формированию у них родительской компетенции, осознанного критического отношения к своей воспитательной деятельности, повышению статуса ребёнка и сохранению его в семье.

Цель проекта:    

 раннее выявление признаков семейного неблагополучия;

 профилактика семейного неблагополучия;

приобретение родителями психолого-педагогических, медицинских знаний по воспитанию, психофизическому развитию детей, формированию детско-родительских отношений, построению внутрисемейных отношений;

приобретение родителями социально-экономических,  правовых знаний, способствующих планомерному воспитанию, содержанию детей, решению правовых вопросов.

Задачи:

повышение воспитательно-педагогического потенциала  родителей, родительской ответственности;

предупреждение материнской депривации;

обеспечение помощи и поддержки семьи: оказание консультативной, социальной, психолого-педагогической, правовой и других видов помощи в воспитании, развитии, содержании детей, формировании детско-родительских отношений;

совместный патронат семей с медицинскими работниками,  обучение родителей навыкам общения с ребенком, ухода за ним, профилактики детских заболеваний, создания безопасных условий для жизнедеятельности несовершеннолетних.

Принципы: добровольности, открытости, компетентности, соблюдения этики и взаимоуважения, межведомственного сотрудничества.

Организатор проекта: ГУО «Социально-педагогический центр Глубокского района».

Проект реализуется совместно с учреждением здравоохранения «Глубокская центральная районная больница» (женская консультация, родильное отделение, детская поликлиника, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты).

В рамках реализации проекта налажено сотрудничество

  • сельские исполнительные комитеты;
  • отдел ЗАГС;
  • учреждения образования;
  • территориальный центр социального обслуживания населения, общественные благотворительные организации;
  • отдел внутренних дел райисполкома.

Специалисты социально-педагогического центра взаимодействуют с родственниками семьи, ближайшим окружением, способными оказать действенную помощь и поддержку.

Участники проекта:

родители, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и не имеющие опыта в их воспитании;

родители, входящие в группу «социального риска» либо уже состоящие на профилактическом учете (социально опасное положение);

 несовершеннолетние беременные и мамы;

 мамы, лишенные ранее родительских прав.

Проект имеет долгосрочные сроки реализации.

Ожидаемые результаты:

выявление неблагополучия в семье на ранних этапах;

понимание нужд и потребностей ребенка;

наличие у родителей навыков принятия ответственности за полноценное развитие ребёнка в семье, повышение родительской компетентности;

получение навыков по уходу за детьми, обеспечению безопасных условий для несовершеннолетних;

предупреждение кризисных ситуаций в семье (насилие, жестокое обращение с детьми);

усиление личностных ресурсов, позволяющих позитивно воспринимать будущее;

сформированность навыков решения жизненных проблем, социальных, правовых вопросов;

снижение количества детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

сохранение ребенка в родной семье.

Этапы реализации проекта

 1. Подготовительный (1 год)

изучение нормативно-правовых актов;

постановка целей и задач;

анализ сообщений УЗ «Глубокская ЦРБ» о наличии факторов социального риска у беременных женщин, несовершеннолетних беременных, сообщений о детях в возрасте до трех лет, оказавшихся в неблагополучной ситуации, признанных находящимися в социально опасном положении;

составление проекта на основе изученных материалов;

определение форм, методов деятельности для достижения  ожидаемого результата.

2. Реализация проекта

составление и обновление списка беременных женщин, семьей, в которых воспитываются дети в возрасте до трех лет и имеющих признаки «социального риска» (при поступлении информации);

установление контакта с женщинами, ближайшим окружением (до 7 дней);

сбор информации о семье, изучение условий проживания, потенциала родителей, выявление проблем семьи (до 15 дней);

поиск путей для устранения факторов риска, подключение заинтересованных служб, организаций, трудовых коллективов, родственников для оказания помощи семье. Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи (в течение месяца);

обеспечение сопровождения семьи во взаимодействии с  УЗ «Глубокская ЦРБ» (до трех месяцев). Обучение родителей навыкам воспитания детей, осуществлению ухода за ними, организации питания, профилактике заболеваний и лечению, построению детско-родительских отношений, решению бытовых, социальных, правовых вопросов и оказание других видов помощи семье специалистами социально-педагогического центра в рамках домашнего визитирования, медицинскими работниками в ходе  медицинского патронажа;

консультирование по запросу, получение практических навыков родителями в рамках работы клуба «Жизненный путь» (до достижения ребенком возраста трех лет).

При наличии оснований и критериев в ходе сопровождения либо при поступлении информации о неблагополучной обстановке для ребенка инициируются вопросы признания его находящимся в социально опасном положении, организуется работа согласно Постановлению совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Поступившие сообщения и результаты сопровождения рассматриваются на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Заключительный

 контроль семьи в ходе сопровождения, поддержка специалистами положительных изменений в семье;

анализ изменений в семье в рамках сопровождения. Предоставление родителям  заключительных рекомендаций;

мониторинг семей, участвующих  в работе клуба «Жизненный путь», детей находящихся в социально опасном положении в возрасте до трех лет;

подведение итогов реализации проекта (ежегодно).

План реализации проекта

             Содержание  деятельности

       Сроки

  Ответственный

1

Систематизация материала.

подготовитель-ный этап

Осипова Е.В., директор

Драбович Т.И., педагог-психолог

2

Формирование списка семей  (молодые матери группы риска).

ежеквартально

Драбович Т.И., педагог-психолог

Осипова Е.В., директор

3

Определение задач по сопровождению семьи (проведение совета профилактики)

при поступлении информации

Осипова Е.В., директор

Драбович Т.И., педагог-психолог

Адамович И.С., педагог социальный

4

Социальное, психолого-педагогической сопровождение. Личностно – ориентированное психологическое консультирование.

постоянно

Драбович Т.И., педагог-психолог

Адамович И.С., педагог социальный

5

Создание информационной продукции. Разработка консультаций, памяток, буклетов, брошюр,  отвечающих  задачам обучения и просвещения конкретного родительского социума.

в течение всего периода реализации проекта

Драбович Т.И., педагог-психолог

Адамович И.С., педагог социальный

6

Реализация и проведение коллективной формы работы с семьёй  - клуб молодых мам «Жизненный путь».

ежеквартально

Драбович Т.И., педагог-психолог

7

Анализ результатов реализации проекта.

декабрь ежегодно

Осипова Е.В., директор

Драбович Т.И., педагог-психолог

Литература:

1. Ковалевская, А.В. Психолого – педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов – психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений /А.В. Ковалевская А.В., З.Н. Ганчарик. – 3-е изд., испр. и доп. - Минск: «Зорны верасок», 2014. – 271 с.

2. Диагностика и коррекция детско – родительских отношений:  практикум / автор-сост. О.Н. Истратова. - Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 316 с.

3. Мадлен Дени. Самостоятельные мамы. Сделать счастливыми наших детей. – Москва: «Клевер-Медиа-Групп», 2014. – 194 с.

4. Павлова Л.Н. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до 3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М., 2005.

5. Методические рекомендации Министерства образования республики Беларусь от 14.12.2017 «По межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации».

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».