Педагогам
Эмоциональное выгорание педагогов
Состояние, когда нет сил и уже, казалось бы, ничего не радует, сегодня знакомо практически каждому из нас. В жизни бывает так, что человек начинает работать с энтузиазмом и самоотдачей, а через какое-то время его пыл исчезает, взгляд становится безразличным, а результаты ухудшаются. Эмоциональное выгорание для человека опасно тем, что он теряет интерес к жизни, перестает общаться с людьми, тормозится в профессиональном и личном развитии. Он становится одиноким потому что сам создает вокруг себя вакуум. Он воспринимает себя жертвой и считает жизнь несправедливой.
Фазы эмоционального выгорания
Нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные клиенты. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.
Сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации.
Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Профилактика эмоционального выгорания
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Эмоциональное общение. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.
6. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь, очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
Как предупредить эмоциональное выгорание педагогов:
- украшайте и обогащайте жизнь интересным веселым общением, искусством, музыкой, походами на природу, литературой;
- постоянно пересматривайте свои жизненные цели и ценности, отношение к самому себе, другим людям и к своей работе;
- принимайте и укрепляйте свое «Я».
- осознайте ценность своей жизни.
- старайтесь быть уверенными в своих силах.
Зевалич Т.А., педагог-психолог