Формы работы с участниками образовательного процесса по профилактике насилия в семье
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Прервать дальнейшее распространение жестокого обращения в семье по отношению к детям способна эффективная система профилактики по следующим направлениям: работа собственно с семьями, работа с детьми с учетом имеющейся специфики, работа с педагогами.
Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
При работе с педагогами главными задачами являются:
•создать предпосылки для формирования безопасной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а так же оказание психологической и иной помощи педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
•информировать представителей педагогического коллектива о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
•усилить контроль за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе.
Формы работы с педагогами:
активные формы работы (тренинги, деловые игры, практикумы и т.д.)
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
психолого-педагогические чтения.
Работа с родителями.
При работе с родителями основная задача педагогов – донести до сознания родителей тот факт, что насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей. В побоях и наказаниях видят подходящие средства только те родители, которые не знают другого пути объяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, и научить их правилам поведения. Даже если телесные наказания применяются в экстраординарных случаях, то и это нельзя оправдать, потому что существуют и другие способы воспитания. Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, и чрезмерной возбудимостью, и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкиваются на агрессию. Таким образом, создается порочный круг поведения. Можно полагать, что жестокое обращение в семье служит моделью агрессивного поведения.
При работе с семьей главным является:
помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, набор средств родительского воздействия, которые исключали бы телесные наказания;
дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения;
обучить родителей методам ненасильственной педагогики, побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая поток требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку и предлагая варианты решения возникающих проблем.
Формы работы с родителями по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье:
родительские собрания (лекции, тренинги, кинолектории и т.д.)
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
вовлечение родителей в жизнедеятельность школы (классные и общешкольные мероприятия, походы, посещение уроков и т.д.)
наглядная информация (брошюры, статьи для родительского уголка)
Формы работы с детьми по предупреждению жестокого обращения
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
правовые лекции;
занятия по самозащите;
тренинги, игры по формированию навыков безопасного поведения;
размещение на информационных стендах адресов и контактных телефонов организаций, оказывающих помощь