В помощь психологу (тренинг для родителей)
Тренинг для родителей "Воспитание без крика и насилия".
Цель тренинга: пропаганда ненасильственных методов воспитания детей в семье.
Оборудование: листы бумаги на каждого участника, ручки, плакат с изображением ребёнка.
Целевая аудитория: родители детей дошкольного, младшего школьного возраста.
План:
1. Приветствие.
2. Информационный блок. Мини-лекция «Что такое насилие в отношении детей?».
3. Практическая часть.
Ход проведения
1. Приветствие.
Упражнение «Ассоциации».
Цель: получение обратной связи, создать основу для более глубокого содержания работы в группе.
Инструкция: назовите 1-3 слова, приходящее вам на ум, в момент, когда вы слышите слово «воспитание».
2. Мини лекция «Что такое насилие в отношении детей?»
Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Именно здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботится о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи.
Давайте определим, что представляет собой домашнее насилие над детьми. Насилие над ребёнком – это любые действия или бездействие родителей либо других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребёнка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.
Выделяют четыре основных вида насилия:
- физическое;
- психологическое (эмоциональное);
- сексуальное;
- неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка
Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно - оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностными проблемами.
Ребёнок не в состоянии понять, почему самые дорогие для него люди причиняют боль ему или друг другу. Он начинает интуитивно искать объяснения происходящего, часто обвиняя себя. В результате у ребёнка формируется чувство вины, которое «программирует» его поведение на всю жизнь и приводит к тому, что, став взрослым, он снова страдает от насилия уже в своей собственной семье.
Физическое насилие – это нанесение ребёнку различных травм и телесных повреждений. Подразумевает: избиение, истязание, сотрясение, пощёчины, щипки, подзатыльники, шлепки, удары, укусы.
Последствия для ребёнка (изменения в эмоциональном состоянии и поведении):
чувство страха;
депрессия;
суицидальное поведение;
побеги из дома;
агрессивность и жестокость к окружающим;
асоциальное поведение;
трудности в общении
Психологическое (эмоциональное) насилие – постоянное или периодическое вербальное или невербальное (выраженное словами или другими способами) оскорбление ребёнка, угрозы и унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чём он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, а так же предъявляемые к ребёнку требования, не соответствующие его возрастным особенностям.
Главными последствиями насилия являются:
низкая самооценка;
эмоциональные проблемы;
проблемы в построении отношений
Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребёнок используется взрослым человеком для получения сексуального удовлетворения. Формы сексуального насилия:
- демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;
- ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;
- сексуальные игры и половой акт с ребёнком;
- демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;
- вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции
Негативные последствия:
депрессия;
неадекватное сексуальное поведение;
посттравматическое стрессовое расстройство;
саморазрушающее поведение
Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка – нежелание или неспособность родителей удовлетворять нужды ребёнка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей: оставление ребёнка без присмотра, неудовлетворение потребностей ребёнка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи. Недостаток внимания и заботы способен привести к задержке его физического и психического развития.
3. Практическая часть.
- Каждый родитель стремиться к взаимопониманию со своим ребёнком.
Понять ребёнка - значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Как сделать это, не навредив?
Упражнение «Один день из жизни Маши»
Цель: ориентация на позитивные методы воспитания, профилактика жестокого обращения с детьми.
Инструкция к выполнению: во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката. После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.
Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:
- Является ли достоверным этот рассказ?
- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Один день из жизни Маши
- Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей выучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша на кухню, где мама делала уже завтрак.
- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.
- Мама, мама, ты знаешь, вчера... — начала Маша.
- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.) Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.
- Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...
- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
- Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница...
- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.
- Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.
(Оторвать следующую полоску плаката.)
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:
- Маша! Я так соскучилась! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня? Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...
Упражнение «Зато мой ребёнок…»
Цель: развитие установки на позитивное восприятие своего ребёнка.
- Психологи утверждают, что любить ребёнка надо не «за что – то», а просто так и вопреки всему. Тем не менее часто мы любим детей за «что-то». И если в семье несколько детей, любим мы их по-разному. Дети это тонко чувствуют, поэтому часто от них можно услышать упрёк: «Ты Машу любишь больше, чем меня!». Очень важно вовремя им объяснить, что ни больше и ни меньше, а просто по-другому. Для этого на листе бумаги напишите с левой стороны минусы вашего ребёнка, а с правой стороны – все его плюсы.
После того как родители закончат, они по очереди зачитывают написанное, вставляя между минусами и плюсами слово «зато»: «Мой сын Илья рассеянный, зато он отличается своей вежливостью. Мой упрямый, зато он всегда добивается своих целей» и т.п.
Затем психолог предлагает родителям разорвать листки вдоль пополам и половинку, где перечислены отрицательные стороны ребёнка, разорвать и выбросить в мусорную корзину.
Рефлексия встречи «Разговор по кругу».
Инструкция: закончите, пожалуйста, фразы:
Участвуя во встрече, я чувствовал…
Выполняя задания, я…
Сегодня я узнала…
При общении с ведущим…
Атмосфера на встрече…
Сегодня я понял, что…
В дальнейшем я хотела бы…
Драбович Т.И., педагог-психолог