Особенности подросткового возраста и полового воспитания современных подростков
Подростковый возраст – особенный период роста и развития человека, он имеет свои определённые трудности и закономерности. Это кризисный период наиболее длительный по времени, который характеризуется рядом физических изменений.
Проявления подросткового возраста
- Подростки не способны полностью понимать сложные понятия или связи между поведением и его последствиями.
- Важнейшая психологическая особенность этого периода – зарождающееся чувство взрослости
Под взрослением подразумевается становление готовности к жизни в обществе взрослых людей как равноправного участника этой жизни. Объективно не имея возможности включиться во взрослую жизнь, подросток стремиться к ней и претендует на равные со взрослым права. Не имея возможности ничего изменить, подростки подражают взрослым, таким образом, появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение, алкоголь, сексуальные отношения.
- Ярко выражены стремления противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, когда контроль и помощь отвергаются, и чаще от подростка можно слышать: «Я сам всё знаю!», но при этом ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки.
- Важным является общение со сверстниками, которые выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
- Происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребёнка.
Причины психологических трудностей связаны с половым созреванием.
- Характеризуются эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения.
- Наблюдается повышенная чувствительность к оценке посторонних своей внешности.
- Проявляются крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих.
- Демонстрируя внимательность и тактичность в одних ситуациях, подростки порой отличаются черствостью, болезненная застенчивость уживается с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью.
- Полоролевая идентификация современных подростков представляет собой сложный многоступенчатый процесс, кризисный характер которого во многом обусловлен полоролевым поведением взрослых, родителей. В семьях, где наблюдается положительный интерес к подростку, гармоничные взаимоотношения, единство воспитательной позиции обоих родителей, отсутствуют хронические конфликты, при этом присутствуют соответствие полоролевого поведения родителей культурным стереотипам в обществе у ребёнка развивается позитивная полоролевая позиция.
- Характерной чертой является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации.
Современные подростки – поколение Z (теория поколений Нила Хая и Уильяма Штрауса). Это поколение первым родилось в эпоху интернета. Дети не знают, какой была жизнь без гаджетов и проводят со смартфонами и планшетами больше 8 часов в день. Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно, растёт в информационно перенасыщенном пространстве.
В этом периоде интересы и увлечения у ребёнка неустойчивы. Поведение и состояние характеризуется полярностью:
- Настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
- Повышенная самоуверенность резко сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- Потребность в общении сменяется желанием уединиться от всех;
- Развязность в поведении и импульсивность порой сочетается с застенчивостью и робостью;
- Романтические настроения нередко граничат с цинизмом и расчётливостью.
Решающая роль в половом воспитании принадлежит родителям. Важно, чтобы разговор с подростком об интимном проводил родитель одного с ним пола. Родителям необходимо проявить терпение и уважение к личным границам подростка, посвятить время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
Родители должны учить девочек – подростков заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Подводить к тому, сказать «нет» - нормально и правильно.
Половое воспитание детей и подростков требует такта и понимания их возрастных особенностей. Благодаря своевременной поддержке и информации ребёнок научиться строить соответствующие отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители или другие значимые взрослые говорили о сексе, меньше подвержены заболеваниям передающимися половым путём и нежелательной беременности. Если подросток выбрал половые отношения, целесообразно проводить беседы о способах контрацепции.
Т.И.Драбович, педагог-психолог
Приложение
Практический материал
для работы с группой девочек-подростков
Упражнение «Как не стать жертвой насилия».
Цель: повысить уровень знаний как противостоять насилию, развитие безопасного и ответственного поведения
Ведущий предлагает участникам обсуждение: какие способы избежать насилия наиболее эффективны? Задача ведущего подвести участников к следующему перечню:
- Чётко говорить «Нет», когда тебе не нравиться то, что происходит, если ты не хочешь продолжения действий;
- С осторожностью относиться к новым людям и компаниям: чтобы узнать человека, нужно время и общение;
- Не употреблять алкоголь, ПАВ, чтобы правильно оценивать ситуацию и вовремя реагировать;
- Заручиться чьей-либо поддержкой, если есть риск попасть в неприятную ситуацию (быть с подругой, оставить информацию о своём месте нахождения, времени возвращения, попросить связаться с вами в определённое время и т.п.);
- Отказаться от дальнейшего общения и покинуть компанию, если вас провоцируют, унижают, оскорбляют.
Упражнение «Разорвать круг»
Цель: развитие коммуникативных навыков, выработка конструктивных способов взаимодействия.
Ход упражнения: выбирается участница. Все остальные образуют круг и берутся за руки. Руки разжимать нельзя. Участница стоит за кругом, ей необходимо каким то образом попасть в центр круга.
Вопросы для обсуждения: что получилось? Удовлетворена ли выбранным способом проникновения (или не проникновения) в круг? Что мешало? Что чувствовала при этом? Это упражнение какие реальные ситуации в жизни напоминает? Что чувствовали остальные? Что хотелось?
Упражнение «Закончи предложение…»
Цель: рефлексия собственного поведения, состояния и эмоций
Ход упражнения: листы, с представленным на них началом предложений, раскладываются на столе. Участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать небольшие группы, которые будут работать вместе над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.
Возможное начало предложений:
- Я собой горжусь, если…
- Если мне кто- то нравиться, я…
- Если я в стрессовом состоянии…
- Если я одинока…
- Я беременна, а это значит…
- Если я не уверена в себе…
- Я в сложной ситуации, когда…
- Если меня принуждают к сексу…