Методические рекомендации ГУО «Социально-педагогический центр Глубокского района» специалистам СППС учреждений общего среднего образования по профилактике детского и подросткового воровства
Среди различных форм девиантного поведения детей и подростков в последнее время все большее распространение получает воровство, кражи.
Причинами совершения данных преступлений является отсутствие устойчивых интересов детей, особенности подросткового возраста; общение с лицами, склонными к противоправному поведению и подверженность чужому влиянию; потребность в самоутверждении, отсутствие самоконтроля; недостаточный контроль за времяпровождением детей со стороны родителей; негативный социальный опыт, полученный в семье (3 подростков); нарушение функции семьи - 2 подростков проживают в неполных семьях.
Для того, чтобы предотвратить детское и подростковое воровство специалистам необходимо знать предпосылки его возникновения, причины такого поведения детей. Большинство детей хотя бы раз в жизни что-то крадут. Существует понятие "детское воровство". Оно отличается от взрослого тем, что ребёнок не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении, он "просто берёт" то, что нравится, а значит, ругать его не должны. Вместе с тем, эпизодически повторяющиеся случаи воровства, особенно уже в подростковом возрасте - это серьезный повод для беспокойства, требующий систематической работы всех субъектов профилактики.
При наличии общих причин, факторов и механизмов возникновения склонности к воровству, её проявление у подростков носит индивидуализированный характер, зависит от имеющейся системы ценностей, представлений, сложившихся моделей поведения, особенностей и условий воспитания и социализации. Поэтому в планировании и осуществлении профилактической и коррекционной работы педагога, классного руководителя необходимо учитывать конкретные условия возникновения и проявления у подростка склонности к воровству.
Факторы подросткового воровства
I. наследственные (биологические) - врождённые нарушения психики и интеллекта ребёнка, не позволяющие ему осознать и реализовать в поведении нравственные нормы и ценности, представления о своей и чужой собственности;
II. средовые:
- негативный пример родителей, сверстников;
- социальные условия, побуждающие подростка к воровству (трудное материальное положение семьи, чрезмерная занятость родителей);
- употребление алкоголя и наркотиков в семье;
- утверждение родителями словесно и своим поведением антисоциальных образцов поведения;
- утрата положительного влияния семьи и сближение ребёнка с негативной группой сверстников;
- равнодушная или попустительская реакция ближайшего социального окружения на факты детского воровства.
III. педагогические:
- непродуктивные стратегии воспитания в семье и школе (недостаток внимания и любви к ребёнку со стороны родителей);
- нарушение материнской или отцовской привязанности, игнорирование потребностей подростка в эмоциональном контакте;
- трудности в общении с родителями; унижение подростка, игнорирование первичных проявлений нарушений нравственных норм; неадекватные требования к подростку со стороны педагогов или родителей;
-непонимание коммуникативных «посланий», содержащихся в поведении ребёнка и др.
Перечисленные факторы (причины) при соответствующих благоприятных условиях запускают следующий механизм возникновения склонности подростка к воровству:
• искажение в системе ценностей подростка,
• неадекватные представления,
• первичное проявление неадекватных моделей поведения,
• закрепление неадекватных моделей поведения, формирование привычки к воровству,
• противоправные действия.
Отягощающим фактором патологического воровства подростков является позиция его родителей, не замечающих или делающих вид, что не замечают отклонения в детском развитии и поведении.
• Ключевые события рассматриваемого сценария могут развёртываться по следующим цепочкам:
• периодически и неожиданно возникающее у ребёнка влечение к присвоению чужой собственности;
• повторяющиеся неудачные попытки сопротивляться желанию украсть;
• совершение кражи без стремления скрыть её, переживание удовлетворения или облегчения во время или сразу после неё;
• узнавание родителями о воровстве, совершённом их ребёнком;
• «ложь во имя спасения» из-за боязни наказания за воровство, усиление у ребёнка патологического импульсивно возникающего стремления к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения (клептомания).
Что делать, если ребенок уже что-то украл?
Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).
Доходчиво расскажем о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний человека, лишившегося любимой вещи (а ребенку постарше – и о правовых).
Откажемся от навешивания ярлыков, называя ребенка воришкой, не будем красить образ в черный цвет.
Не обсуждаем возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка. Помним золотое правило воспитания: ругай наедине, хвали при всех.
Запомним, что фразы типа «Как ты мог?» являются бесполезными и даже вредными. Вместо этого риторического вопроса лучше задать заинтересованное «Почему?».
Избегаем сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Вот я никогда...».
Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.
Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.
По возможности исключаем ситуации, провоцирующие воровство (не оставляйте без присмотра деньги и вещи, представляющие ценность).
Подумаем о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие или ошибки в системе воспитания.
Помните!
Подростки проходят сложный кризисный период в жизни, на первый план выходит самоутверждение среди сверстников, им нужно занять свое место в компании и быть "крутыми". И это может проявляться совершенно по-разному. Наличие "фирменной вещи", постоянные походы компании в кино, кафе или другое место, где подростки проводят время, может быть, что это просто "на спор".
"Кто круче? А тебе слабо?"- часто можно услышать такое в подростковых компаниях. Тут уже будет руководить воспитание и характер ребенка.
Подростки очень жестоки, они могут вымогать, угрожать детям для получения желаемого. Ребенок просто может "откупаться" деньгами. Так же это может быть просто "вымогательство " дружбы за деньги. Ребенок покупает вкусности или оплачивает билеты в кино. В этой ситуации нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, что такое дружба.
Опять же ситуация идет от компании в которой общается ребенок. Аккуратно смотрите с кем общается ребенок и, если возникнут серьезные подозрения, посмотрите одежду, прислушайтесь к запаху, будьте внимательнее. Обычно такие ситуации отражаются и на успеваемости.
Семейный уклад очень важен, т.к. ребенок не должен быть ущемлен в плане финансов, упреков в еде и месте где он живет. Ребенок может воровством просто оспаривать решения, слова родителей, показывая, что не деньги главные.
Отсутствие карманных денег - это тема глубокая и крайне индивидуальная, т.к не каждый родитель может дать ребенку достаточную сумму на свои расходы.
Но знающий родитель покажет как заработать эти деньги. Изначально стоит объяснить ребенку, почему вы не можете дать денег, показать все на деле. Покажите сколько вы отдаете за коммуналку, пусть он сходит с вами в магазин.
Или лучше дайте какую-то сумму и список покупок. Пусть ребенок сам попробует купить все продукты по списку и войти в нужную сумму.
Финансовая грамотность - это очень важный вопрос, т.к это касается не только детей, но и родителей. Если родители не могут руководить собственным кошельком, то и дети не смогут и будут искать все возможные варианты.
Профилактика подросткового воровства.
Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.
Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права ими распоряжаться.
Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо направить «в мирное русло»: необходимо выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни. Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье: за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью. Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.
Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению.
Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.
Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы, как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.
Таким образом, можно сказать о том, что выявление причины детского воровства в большинстве случаев исключает возникновение рецидивов. Можно подвести итог и назвать определенные «пружины» детского воровства.
1. У ребенка может быть просто пока не сформировано представление о собственности.
Это довольно сложное абстрактное понятие, которое ребенок осваивает постепенно. Бывают случаи, кода ребенок просто не понимает, что это чужое, считает, что все, что лежит на виду можно брать. В этом случае, ему просто нужно объяснить понятия твое – чужое, разобраться в вопросах собственности.
2. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения, слишком ограничивают карманные деньги. Это заставляет ребенка чувствовать себя белой вороной среди сверстников, что для подростка очень тяжело. И создает у него впечатление, что с ним не считаются, не доверяют ему принимать решения (например, о том, как именно ему одеваться), «держат за маленького».
В этом случае потребность ребенка – «быть в порядке», не испытывать отвержения сверстников, и еще принимать решения относительно самого себя.
3. Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. Легко может попасть в положение изгоя новенький в классе, особенно если ребенок ведет себя нервно и неуверенно.
В этом случае потребность ребенка – быть принятым сверстниками, иметь друзей.
4. Бывает, что дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви. Часто такое происходит в периоды, когда родители из-за собственной усталости или в результате длительных конфликтов с ребенком утрачивают связь с ним, редко показывают свою любовь и заботу, предъявляя только требования и претензии.
В этом случае потребность ребенка – быть любимым и принятым, получать внимание и заботу.
5. Иногда дети своим трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье. Например, между родителями есть долгий тлеющий конфликт.
Они почти не общаются между собой, в доме висит напряжение. Но вот ребенок украл – и папа с мамой вместе принимают меры, обсуждают случившееся, снова, как раньше, часами сидят на кухне и разговаривают. Ребенок боится развала семьи гораздо больше, чем наказания, и может таким образом «объединять» родителей.
В этом случае потребность ребенка – близость и контакт между взрослыми, чувство защищенности в прочной семье.
6. Ребенок может быть неуверен, что привязанность родителя к нему надежна, чувствует тревогу и страх, что его отвергнут, оставят. Поскольку это жизненно важно для него, дети в такой ситуации всегда очень точно определяют самые «уязвимые места» взрослых, и если детское воровство очень чувствительно для родителей, если именно это их «главный кошмар» и свидетельство полного фиаско как воспитателей, то скорее всего именно этот тип поведения ребенок и будет использовать для того, чтобы задать вопрос: «Будете ли вы любить меня даже таким?»
В этом случае потребность ребенка – быть уверенным, что привязанность надежна, не мучиться от тревоги.
7. Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким уровнем тревоги. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, они крадут какую-то вещицу в магазине, хотя при желании могли бы сию же минуту купить весь этот магазин целиком. Потребность украсть в данном случае связана с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией. Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
В этом случае потребность ребенка – хотя бы на время избавиться от гложущей тревоги, получить передышку в виде расслабления и эйфории.
8. Ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Возможно, его отношения с родителями слишком отравлены недоверием и борьбой, чтобы он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.
В этом случае потребность ребенка – быть в безопасности, защитить себя от угроз и страданий.
9. Наконец, бывает, что детское воровство вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и потому непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Это очень важный жизненный опыт. Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя.
Без такого опыта невозможно формирование совести, ведь совесть – не послушание внешним правилам, а внутренний сторож, который не позволяет поступать неправильно, потому что «ты знаешь, как потом будет плохо на душе».
В этом случае потребность ребенка – получить опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния и сделать свои выводы из этого опыта.
Как мы видим, все названные ситуации, кроме последней, не имеют никакого отношения к воровству в собственном смысле этого слова. Ни в одной из них ребенок не хочет «сознательно присвоить чужое» (именно таково словарное определение понятия «воровство»). Его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и т. д. Можно надеяться, что, показав ребенку, как можно добиться того же самого, не прибегая к утаскиванию чужих вещей и денег, мы поможем ребенку избавиться от этого крайне неприятного вида трудного поведения.
При разработке рекомендаций использована книга Л.Петрановской "Если с ребенком трудно"
Кириллова М.В., педагог-психолог