Суицид в подростковой среде.
Для специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования
Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (International Association for Suicide Prevention) проводит Всемирный день предотвращения самоубийств (World Suicide Prevention Day).
ВОЗ считает, что эффективность профилактических мероприятий достигает своего максимального значения через 4-5 лет после их начала, т.е. сегодня мы пожинаем плоды наших усилий в 2010-2011г.г.
Попытки осмыслить природу суицидов делались очень давно. И в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицидов. Условно выделяют три основные концепции суицида: психопатологическую, психологическую и социальную.
Чаще суициду подвержены:
подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
одаренные подростки;
подростки с плохой успеваемостью в школе;
подростки – жертвы насилия.
80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!
С целью предупреждения психологических проблем, выявления факторов риска депрессивных симптомов в поведении подростков и оказания им своевременной психологической поддержки, в учреждениях образования можно провести анкетирование среди подростков.В случае выявления психологических проблем у детей необходимо продумать дальнейшую работу с несовершеннолетними и своевременное оказание помощи специалистов.
Анкета
по изучению способности детей к преодолению
неблагоприятной жизненной ситуации
1. Где Вы испытываете насилие (оскорбление, побои, унижение, психологическое давление) больше?
а) в семье; б) в школе; в) на улице.
2. Кто оскорбляет Вас чаще?
а) родители; б) учителя; в) одноклассники; г) друзья.
3. Какие способы защиты против оскорблений Вы применяете?
а) ответное оскорбление; б) ответные физические действия — агрессия;
в) затаенная обида; г) уход в алкоголь, наркотики.
4. Какие последствия, на Ваш взгляд, оказывают насилие (оскорбление, побои, унижения, психологическое давление) на Вашу жизнь?
а) способствуют, становлению характера; б) выбивают из колеи;
в) ведут к депрессии; г) появляется апатия;
д) появляется депрессия; е) хочется уйти из жизни.
5. Где Вы находите помощь в критической ситуации?
а) в семье; б) у учителей; в) у товарищей;
г) у одноклассников; д) у школьного психолога, социального педагога;
е) у психотерапевта; ж) в религии.
6. Удовлетворены ли Вы своим положением в семье?
а) да; б) нет.
7. Если Вы не удовлетворены своим положением, укажите причины:
а) высокая требовательность, суровость;
б) низкие материальные возможности, отсюда полная экономическая зависимость;
в) равнодушие со стороны родных;
г) пьянство, моральная распущенность; д) отсутствие внимания, чуткости;
е) недостаточный уровень общей культуры; ж) непонимание;
з) отсутствие общих интересов; и) грубость в обращении;
к) несправедливое распределение домашних обязанностей.
8. Советуетесь ли Вы с родителями (укажите-, с отцом, с матерью, с обоими).
а) при покупке вещей; б) по школьным проблемам;
в) при выборе наряда, прически на вечер; г) при выборе друзей;
д) по другим вопросам (укажите по каким).
9. Закончи фразу.
Завтра я.............................. ……………………………………………………………
Когда я закончу школу.............. …………………………………………………….
Наступит день, когда я........... ………………………………………………………
Я хочу жить, потому что.............. ………………………………………………….
Я буду счастлив только тогда, когда.......... ……………………………………..
Когда мне плохо и нужна помощь, я надеюсь на…………………………………………