Особенности организации профилактической работы с учащимися в учреждениях образования по предупреждению торговли людьми
Современные технологии, всемирная глобализация, компьютеризация населения в еще большей мере способствуют современной работорговле, эксплуатации молодежи в современном мире. Учреждения образования являются первой ступенькой в профилактике торговли людьми.
Основной целью в профилактической работе с детьми по предупреждению торговли людьми является повышение информированности подрастающего поколения о реальной обстановке в сфере торговли людьми, о жестокости любых форм эксплуатации и её последствиях для потерпевших, ознакомление с правилами безопасного выезда и пребывания за границей.
В работе с учащимися по предупреждению торговли людьми можно использовать следующие интерактивные формы и методы обучения:
1) тренинги по принципу «равный - равному»,
2) ролевые игры,
3) дискуссии и дебаты,
4) мозговой штурм,
5) игры-викторины,
6) интерактивные игры и упражнения,
7) фильмогруппы по проблеме торговле людьми,
8) инсценировки,
9) анализ конкретных ситуаций и др.
Для обеспечения эффективности данных образовательных мероприятий необходимо соблюдать несколько основных правил:
• необходимо соблюдать рекомендованную численность участников для той или иной формы работы;
• группа должна состоять из представителей обоих полов, не должны формироваться группы только из юношей или только из девушек,
• в мероприятиях должны участвовать учащиеся одного возраста,
• должны соблюдаться принципы интерактивной работы.
Следует отметить, что приводимый перечень форм и методов не является исчерпывающим. Используя собственный опыт, каждый преподаватель может создать собственный метод, не обязательно из списка выше предложенных.
1. Тренинг.
Тренинг— метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков по определённой проблеме. Тренинг относится к интерактивным формам обучения и позволяет закреплять в сознании участников полученные знания именно путем применения интерактивных методов, направленных на то, чтобы все участники группы тренинга работали над решением определенных задач, которые перед ними ставит тренер. При этом участники тренинга должны анализировать полученный результат, определять его преимущества и недостатки.
Тренинги по предупреждению торговли людьми являются одними из эффективных форм работы с учащимися, которые позволяют конкретизировать представление учащихся по проблеме торговли людьми, выявить в процессе совместной работы основные признаки этого явления, способствуют развитию навыков безопасного и ответственного поведения при трудоустройстве за границу. Тренинги требуют специальной подготовки тренера и предполагают соблюдение правил тренинговой работы, определённой структуры занятия, определённого количественного состава участников.
В процессе проведения тренингов широко используются различные методы и приёмы:
- упражнения-разминки и мини-тесты для вхождения в проблему (например, упражнения «Ассоциации», «Закончи предложение», «Угадай, кто это: торговец или жертва?», мини-тест «Торговля людьми: миф или реальность?» др.);
- интерактивные игры и упражнения (например, игра «Проблемные ситуации», «Психологический портрет жертвы и траффикёра», упражнение «Газетные объявления»);
- беседы, дискуссии по проблеме торговли людьми (например, дискуссия «Плюсы и минусы трудоустройства за границей», «Жертвы трафика: кто они?»);
- ролевые игры и упражнения (например, ролевая игра «Собеседование», «Как сказать нет?»);
- работа с таблицами и печатными материалами (таблица «Ключевые понятия», «Что я знаю? Что хочу знать? Что узнал?», просмотр видеороликов по проблеме с последующим обсуждением и др).
2. Ролевая игра.
Предполагает обыгрывание участниками какой-либо проблемной ситуации по ролям, в результате чего участники:
- могут более глубоко проникнуться проблемой и понять чувства героев в той или иной ситуации,
- произвести безопасное исследование и анализ проблемной ситуации, которая может возникнуть в реальной жизни,
- исследовать альтернативные варианты конкретных ситуаций.
Способ проведения:
1. Ведущий объясняет правила игры и предлагает самим ребятам распределить роли в команде. Важно уточнить, правильно ли учащиеся поняли правила игры. Ребятам даётся некоторое время на обсуждение и подготовку.
2. Актеры должны войти в роль как можно точнее (правильно понять ситуацию и уяснить, что именно они должны сыграть в роли).
3. Создается такая атмосфера, чтобы и остальные (зрители) знали, в чем состоит данная ситуация.
4. После игры необходимо поблагодарить актеров и поинтересоваться, как они себя чувствовали, играя данную роль; убедиться в том, что они вышли из роли и вернулись к действительности.
5. Попросите зрителей выразить свое отношение и высказать замечания.
6. Обсудите разные мнения по поводу происшедшего.
7. Обсудите с участниками возможность связи между сыгранной ситуацией и действительностью.
8. Сделайте выводы.
3. Дискуссии и дебаты.
Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.
Дебаты – это прения, обмен мнений по предложенному тематическому тезису.
Заранее до начала дискуссии или дебатов необходимо предложить ряд базовых вопросов или тезисов для обсуждения (Например, «Торговля людьми: миф или реальность?», «Плюсы и минусы трудоустройства за границей», « Жертвы траффикинга: кто они?»).
Важным в организации дискуссий и дебатов является соблюдение определенных правил, которые должны быть выработаны перед их проведением. Например, правило "поднятой руки", не критиковать оппонента, говорить по одному, высказывать только свое мнение, участвовать всем. Ведущий в ходе дискуссии должен следить за выполнением принятых правил, направлять обсуждение в нужное русло, подвести итоги в конце дискуссии.
Способы проведения дискуссий могут быть различны:
- «Малые группы». Наиболее распространённый способ проведения дискуссии и дебатов. Обсуждение заданных вопросов проводится в малых группах. По окончании работы каждая группа выбирает докладчика для презентации и подве¬дения итогов дискуссии в малой группе.
- «Работа в парах». Участники ведут обсуждение парами в течение определенного времени. Этот метод особенно эффективен для обмена мнениями (о фильме, презен¬тации, личном опыте и др.). После работы в парах можно попросить объединиться в группы по четыре человека для сравнения позиций.
- «Говорящий круг/Колесо слов». Участники разделяются на две группы и садятся в два круга (один внутри другого) так, чтобы каждый из участников одного круга сидел лицом к участнику из другого круга, образуя пары из участников внешнего и внутрен¬него кругов. Пары обменивается мнениями по предложенному вопросу. Через несколь¬ко минут ведущий просит участников внутреннего круга передвинуться на одно место вправо и обсудить вопрос с новым собеседником. Процесс продолжается до тех пор, пока каждый из участников не обсудит вопрос с другими.
4. Мозговой штурм.
Традиционно «мозговой штурм» используется при коллективном планировании чего-либо, сборе идей. Он может быть использован для поиска решения определенной социальной проблемы, выяснения конкретных знаний или ассоциаций участников о каком-либо предмете. Сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. В рамках проблемы торговли людьми с помощью данного метода ребята могут предлагать свои варианты, идеи по таким вопросам, как «Правила безопасного выезда и пребывания за границей», «Пути поиска работы за рубежом» и др.
5. Викторина.
Викторина – это игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, объединённый какой-либо общей темой. Ценность викторин состоит в том, что они расширяют кругозор учащихся, помогают выявить их знания по проблеме, содействуют развитию познавательных интересов и смекалке. Подбор вопросов должен соответствовать возрасту детей, уровню их подготовленности. Вопросы викторины заранее составляются ведущим, они должны быть разнообразными, интересными и могут выходить за рамки материала, который уже знаком детям. Викторина может проводиться как в устной, так и в письменной форме. В рамках проблемы торговли людьми можно провести с учащимися разработанную нами и предложенную в справочнике викторину «Верю - не верю», которая позволяет выявить знания учащихся по проблеме и одновременно расширяет их кругозор. Для проведения данной викторины учащиеся разбиваются на подгруппы, ведущий поочерёдно каждой команде задаёт вопросы, за правильные ответы команда получает специальные жетоны. В конце викторины подводится итог, команды награждаются небольшими призами.
6. Инсценировка.
Для инсценировки необходимо выбрать ситуацию из реальной жизни.
Этот метод позволяет участникам экспериментировать в принятии решения в определенных моделируемых жизненных ситуациях, не волнуясь по поводу соответствующих последствий.
Это один из методов применения знаний, развития навыков, рассмотрения мнений, связанных с ситуациями, которые могут возникнуть в реальной жизни.
Способ проведения:
1. Подготовьте участников к исполнению ролей, специфичных для предложенной ситуации.
2. Определите цели, правила и длительность моделирования ситуации.
3. Окажите помощь в моделировании ситуации.
4. Опросите участников с целью определения их собственных действий в моделируемой ситуации;
5. Опросите участников с целью выяснения того, что они усвоили в процессе упражнения;
6. Сделайте краткие выводы.
7.Фильмогруппы.
Просмотр фильмов по проблеме торговли людьми (например, «Элькина мечта», «Станция жизни»), могут быть использованы в качестве введения в но¬вую тему, дополнения к образовательному мероприятию, подведения итогов темы или для вовлечения зрителя в действие. Внимательный вы¬бор, предварительный просмотр и подготовка являются основными условиями использования фильмов в образовательном процессе. При выборе фильма необ¬ходимо учитывать и следующее:
• Имеет ли фильм специальную цель?
• Являются ли ситуации наглядными?
• Реальны ли действующие лица?
• Внушают ли доверие изложенные факты?
• Соответствуют ли содержание и сложность сюжета уровню восприятия зрителей?
• Можно ли выделить главные моменты фильма другим способом (книгой, плакатом и т.д.)?
• Оценка эффективности фильма.
8. Анализ конкретной ситуации
Анализ конкретной ситуации основывается на описании возможной ситуации, используемой для анализа и обсуждений:
• описывается ситуация;
• участникам предоставляется достаточное количество времени для осмысления ситуации;
• задаются вопросы для конечного обсуждения или для решения предложенной проблемы;
• участникам предоставляется время на решение проблемы;
• участники представляют решения / ответы;
• обсуждаются все возможные решения /ответы;
• производится опрос участников с целью выяснения того, что они уяснили в процессе упражнения;
• выясняется, насколько этот случай отражает положение дел в их кругу.
9. Что я знаю? Что хочу знать? Что я узнал (а)?
1.Разделите доску на три колонки и напишите
• в первой колонке – Что знаю?
• во второй - Что хочу знать?
• а в третьей - Что узнал (а)?
2.Попросите учеников сделать то же самое, разделив листок на три колонки.
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ ЗНАТЬ? ЧТО УЗНАЛ (А)?
3. Объявите тему и попросите учеников рассказать все, что они знают по этой теме. Беседуя с учениками, сформулируйте несколько основных идей, связанных с темой обсуждения. Запишите их в первую колонку (ученики пишут то же самое в тетрадях). Попросите потом учеников развить каждую записанную идею.
4. Во время обсуждения появятся неясности или ошибочные идеи.
5. Запишите все неизвестные элементы во вторую колонку (ученики поступят также). Потом выясните у учеников, чтобы они еще хотели знать по обсуждаемой теме. Запишите и эти требования во вторую колонку.
6. В ходе обсуждения с учениками, используя дополнительные материалы (видеокассеты, статьи из газет и т.д.), выясните неясные или неправильно понятые вопросы. Можете даже использовать работу в команде для получения новой информации.
7. По окончании работы учениками обсудите усвоенные ими новые элементы.
8. Запишите все новые (усвоенные) элементы в третью колонку.
9. Попросите учеников сравнить: Что они знали изначально и что узнали? Что они хотели бы еще узнать?
10.Решите потом с учениками, остались ли невыясненные вопросы и, если необходимо, сформулируйте поясняющие ответы.
Сеть Интернет в настоящее время является информационной базой, к которой белорусские граждане обращаются с целью поиска работодателя за границей, фирмы – посредника, предлагающего услуги по трудоустройству, учебного заведения. Очень часто Интернет выступает средством общения между женщинами, стремящимися к замужеству с иностранным гражданином, и потенциальными женихами в любой точке мира. Также белорусские граждане заходят на сайты фирм, осуществляющей свою деятельность на территории соседних государств – Российской Федерации, Украины, Польши, Чехии. Однако проверить легальность существования фирмы, расположенной на территории другого государства, очень сложно. Также существуют сайты фирм-мошенников, которые используют различные механизмы для получения прибыли: например, предлагают за определенную плату получить пакет документов, гарантирующий трудоустройство за границей.
Следует отметить, что есть отдельные категории взрослых и детей, которые наиболее подвержены риску быть завербованными:
▪ Дети, проживающие в домах-интернатах, детских домах и других учреждениях либо выпускники данных учреждений.
▪ Дети и взрослые, имеющие опыт домашнего насилия, особенно сексуального или физического.
▪ Дети и взрослые, имеющие физические и психические особенности в развитии.
▪ Дети и взрослые из семей с низким достатком либо взрослые, которые являются безработными.
▪ Дети и взрослые, употребляющие наркотики, алкоголь и другие психоактивные вещества.
▪ Дети, которые убегают из дома. Для получения средств к существованию такие дети могут согласиться на любую работу, вовлекаются часто в проституцию, используются в порносъемках и т.д.
▪ Дети из семей, в которых родители страдают от алкоголизма или принимают наркотики.
▪ Дети с отклоняющимся поведением.
Создание и быстрое распространение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), особенно Интернета, привело к возникновению новых способов общения. Например, социальные Интернет-сети способствуют общению между большими группами людей, проживающими в разных странах и, кроме этого, предоставляют своим пользователям возможность значительно расширить круг знакомств. Благодаря информационным и коммуникационным технологиям, появились новые источники для развлечений и организации досуга, которые были ранее недоступны. Кроме этого, созданы многочисленные пути для обмена информацией, обучения, поиска работы, часто коммерческие сделки также осуществляются через Интернет. Наряду с очевидными плюсами и несомненным удобством, развитие Интернета, мобильной связи и других видов коммуникаций, привело к возникновению новых опасностей. Основные из них: Интернет-зависимость, уход от реальной жизни в виртуальный мир и насилие над детьми в киберпространстве.
Киберпространство является новой социальной средой, которая отличается от реального мира.
Также как и в реальном мире, в киберпространстве наиболее уязвимыми являются дети. Сегодня для многих детей Интернет стал важной частью их жизни. В пределах виртуального пространства дети вступают в такое же взаимодействие, как и в реальном мире: общаются с друзьями и сверстниками, доверяют им свои секреты и обмениваются информацией. Следует учитывать, что чаще всего, «виртуальные друзья» − это тоже незнакомцы, с которыми дети в реальной жизни не встречались. Среди этих незнакомцев могут оказаться злоумышленники, общаясь с которыми, ребенок может пострадать от насилия.
Как и в реальном мире, взрослый, желающий вступить в контакт с ребенком, стремится попасть туда же, где ребенок находится. Злоумышленники, обитающие в киберпространстве, и охотящиеся за детьми, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или при обсуждениях каких-либо тем на форумах. Они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей и могут поддержать разговор на любую тему. Наблюдая за участниками, или взаимодействуя с ними, взрослый определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленники выслушивают их проблемы, сочувствуют им и постепенно завоевывают доверие. Как правило, являясь хорошими психологами, они стараются привлечь ребенка к себе вниманием, заботой, добротой и даже подарками.
После установления контакта онлайн, взрослый может начать убеждать ребенка перейти из публичного чата в более уединенное место, например в частный чат, или продолжить общение при помощи электронной почты или скайпа. Если ребенок соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать ребенка в обсуждении интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие детей. Если ребенок не противиться получению таких материалов, то злоумышленники постепенно оценивают возможность встречи с ними в реальной жизни. Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть также вовлечен в изготовление порнографии. Злоумышленник просит его выслать свои фотографии, и в дальнейшем использует их для изготовления порнографической продукции или фотографируют ребенка при помощи веб-камеры для этих же целей. Эти материалы могут использоваться для шантажа ребенка, если он будет отказываться от встречи в реальном мире и от вступления в сексуальные отношения со злоумышленником. Иногда взрослый человек получает возможность склонить ребенка к занятию сексом без применения угроз или физической силы. Например, сопровождается обещанием подарков. Однако и в этом случае ребенку наносится серьезный психологический вред. Груминг является достаточно длительным процессом и может быть прерван на любом этапе, если злоумышленник почувствует, что он не сможет достичь своей цели.
Рекомендации для взрослых по обеспечению безопасности детей в киберпространстве
1.1. Будьте другом для своего ребенка, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы. Если Ваш ребенок будет Вам доверять, ему не придется искать поддержки у «виртуальных друзей».
1.2. Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи – это значительно облегчит контроль за его использованием.
1.3. Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
1.4. Составьте правила безопасного поведения в Интернете, в которых будут перечислены требования, касающиеся пользования Интернетом, электронной почтой, а также действия ребенка при столкновении с опасным незнакомцем или сексуальным домогательством. Напишите эти правила на бумаге и прикрепите возле компьютера.
1.5. Объясните ребенку, что не следует высылать людям, с которыми он познакомился в Интернете, свои фотографии и личную информацию.
1.6. Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
1.7. Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов. Компьютер может быть доступен и вне дома: у друзей, в Интернет-кафе и т.д.
Правила безопасного поведения в Интернете для детей
1. Подумай, прежде чем выслать «виртуальному другу» информацию о себе и свои личные фотографии. Ты не можешь знать, как будет использована эта информация и фотографии.
2. Фотографии, попав в «виртуальный мир», остаются там навсегда, их нельзя убрать или уничтожить. Даже если ты уберешь их со своего сайта, то они все равно останутся в «виртуальном пространстве». Размещая свои, не очень приличные фотографии, подумай о том, что их могут увидеть твои друзья, родители, знакомые.
3. Ты не знаешь, кем твой «виртуальный друг» может оказаться в обычной жизни. Если ты решишь встретиться с ним, сообщи об этом родителям или человеку из реального мира, которого ты хорошо знаешь, и которому доверяешь. Пригласи с собой на встречу друга или подругу из реального мира.
4. Выбирай для встреч с «виртуальными друзьями» в реальном мире людные места и светлое время суток.
5. Если в киберпространстве ты получаешь письма или сообщения с угрозами или оскорблениями, расскажи об этом родителям или человеку из реального мира, которому ты доверяешь.
6. Если тебя что-то смущает или пугает в «виртуальном мире», расскажи об этом родителям или человеку из реального мира, которому ты доверяешь.
7. Помни, то, о чем ты читаешь, или что видишь в Интернете, не всегда является правдой.
8. Будь культурным пользователем Интернета. Каким будет «виртуальный мир» – во многом зависит от тебя.
Кириллова М.В., педагог-психолог