КАК УЗНАТЬ, ЧТО ПОДРОСТОК В ОПАСНОСТИ И КАК НЕ ДОПУСТИТЬ КРИЗИСА
Многие проблемы подростков вполне решаемы, но только при одном условии - если о них вовремя узнать.
А если подросток не желает идти на контакт, не говорит о своих чувствах, переживаниях, а сам при этом не видит выхода из трудной ситуации, это может привести к непоправимым последствиям.
Как же понять, что ребенку плохо и ему нужна помощь специалиста?
Достаточно часто подростки, у которых возникают мысли о том, что они не хотят жить - ничем не обделены в семье и имеют большое количество друзей. И при этом, сталкиваясь с какой-либо проблемой, они оказываются не в состоянии ее разрешить. Это может быть низкая отметка по предмету, либо неразделенная любовь, либо ссора с близкой подругой/другом, или проблемы в виртуальном мире при общении с виртуальными людьми. Вместе с тем, в большинстве случаев признаки кризисного состояния подростка заметны невооруженным глазом. Главная задача – вовремя их заметить и знать, на что обращать внимание.
Как психологи, так и неспециалисты должны развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.
Многие проблемы подростков вполне решаемы, но только при одном условии - если о них вовремя узнать.
А если подросток не желает идти на контакт, не говорит о своих чувствах, переживаниях, а сам при этом не видит выхода из трудной ситуации, это может привести к непоправимым последствиям.
Как же понять, что ребенку плохо и ему нужна помощь специалиста?
Достаточно часто подростки, у которых возникают мысли о том, что они не хотят жить - ничем не обделены в семье и имеют большое количество друзей. И при этом, сталкиваясь с какой-либо проблемой, они оказываются не в состоянии ее разрешить. Это может быть низкая отметка по предмету, либо неразделенная любовь, либо ссора с близкой подругой/другом, или проблемы в виртуальном мире при общении с виртуальными людьми. Вместе с тем, в большинстве случаев признаки кризисного состояния подростка заметны невооруженным глазом. Главная задача – вовремя их заметить и знать, на что обращать внимание.
В первую очередь – СЛУШАЕМ и главное – СЛЫШИМ то, о чем говорит подросток. К примеру такие фразы, как:
«Я больше не могу, не верю, что справлюсь, не вижу выхода».
«Я очень устал(-а), мне все тяжелее дышать, больно каждый день».
«Тебе больше не придется обо мне волноваться».
«Наконец я перестану быть для вас проблемой».
«Завтра все уже будет не важно, ведь меня уже не будет» могут быть сигналами к действиям.
Во вторых - наблюдаем за ПОВЕДЕНИЕМ. Взрослых должно насторожить внезапное решение подростка завершить планы, раздать свои вещи, разместить прощальные фото в соцсетях, написать записки, а также более явные признаки (посты о способах самоубийства, приобретение средств для совершения суицида, их демонстрация).
В третьих, обращаем внимание на НАСТРОЕНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Еще один признак, который важно не пропустить: подросток большую часть времени выглядит грустным, подавленным, замкнутым, погруженным в себя. Или, наоборот, настроение у него крайне неустойчивое, он быстро раздражается по мелочам.
На что может жаловаться подросток в кризисной ситуации?
- На душевную боль («душа болит», «больно в груди», «все сжато внутри»).
- Чувство одиночества, брошенности, ненужности («я совсем один», «я никому не нужен»).
- Вину и стыд («я ужасное создание», «я одна сплошная проблема»).
- К тому же он/она может негативно воспринимать будущее и говорить: «нет смысла взрослеть впереди только проблемы» или «ничего хорошего меня там не ждет».
В-четвертых, анализируем УЧЕБУ И МЫШЛЕНИЕ.
Если Вы заподозрили неладное, то хорошо было бы поговорить с классным руководителем. Учитель может заметить изменения в поведении подростка. Например, что ему стало сложнее концентрировать внимание, он выглядит рассеянным, забывает о простых бытовых вещах.
Ребенок может долго и медленно подбирать слова или, наоборот, много болтать, по кругу повторяя сказанное, перескакивая с темы на тему. Обратите внимание на отметки, пропуски занятий. Если наблюдается отрицательная динамика – поговорите с подростком.
В-пятых, обращаем внимание на ЗДОРОВЬЕ.
Угнетенное состояние часто сказывается и на состоянии здоровья подростка: меняется аппетит (в любую сторону); нарушается сон (он/она долго не может заснуть, беспокойно спит, рано просыпается или не встает в школу, засыпает на уроках, спит целый день в выходные). Еще подросток может начать жаловаться на боли в теле, казалось бы, «на ровном месте», когда никаких других признаков заболеваний у него нет.
Если вы обнаружили несколько признаков из перечисленных выше, то первое, что стоит сделать – признать, что, скорее всего, проблема у ребенка есть. Обязательно в доверительной, спокойной обстановке поговорите с подростком, открыто скажите о том, что вы готовы его выслушать, помочь, понять.
Разговаривая, постарайтесь меньше говорить сами и больше слушать. Вы можете задавать уточняющие вопросы, спокойно и дружелюбно, а затем рассказать, каким образом другие люди справляются со сложными ситуациями, как найти ресурсы выхода из возникшего кризиса. Подбодрите вашего собеседника, скажите ему: «Вижу, что тебе непросто говорить об этом. Но все же попробуй поделиться, а я постараюсь помочь тебе всем, чем смогу». Тяжелые мысли подростка можно обсуждать, это не приведет к усугублению состояния. Наоборот, открытый разговор снижает остроту переживаний. Поговорите о том, что все проблемы разрешимы и временны. Вместе, с тем не обесценивайте переживания ребенка, не говорите, что это «Все ерунда» и «Мелочи жизни». Помогите ребенку вспомнить о том, как ему раньше удавалось преодолевать трудности.
Подумайте об общих планах на будущее, спросите, куда ему/ей хотелось бы поехать на каникулах. В завершении разговора стоит поблагодарить подростка за откровенность и договориться о том, как вы будете решать проблему: что сделает он, а чем можете помочь вы. Возможно, в чем-то вы сможете объединиться и сделать что-то важное вместе. Это и станет первой маленькой победой.
Не отказывайтесь от помощи специалистов (психолог, медицинские работники).
Также вы можете обратиться для получения консультаций по вопросам социально-педагогической и психологической помощи в ГУО «Социально-педагогический центр Глубокского района» по телефону 30554 (8.00- 13.00, 14.00-17.00), по телефону доверия УЗ «Глубокская ЦРБ» 28998 (8.00-10.30, 12.30-16.30) и республиканской детской телефонной линии 8 801 100 1611 (круглосуточно).