Консультация для родителей «Тревожные симптомы в поведении подростка. Как вести себя родителям?»
Одна из самых сложных периодов развития ребенка — подростковый возраст. Важнейшая психологическая особенность этого периода — зарождающееся чувство взрослости. Это ярко выражено в стремлении противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но в то же время и в ожидании от взрослых помощи, защиты и поддержки, оценок и одобрения. Важно признание родителями равенства прав подростка и взрослого. Можно выделить такие характерные черты подросткового возраста:
• демонстративность во всем (поведение, внешний вид);
• эмоциональная нестабильность (импульсивность, перепады настроения, повышенная ранимость, обидчивость);
• бурный рост, развитие и перестройка организма, неравномерность физического развития;
• повышенная чувствительность к оценке окружающих;
• потребность в принятии сверстниками;
• стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права;
• снижение родительского авторитета;
• бунт против контроля со стороны взрослых и одновременно потребность в руководстве и ожидание поддержки
Подростковый период относится к возрастным кризисам. Это тяжелое и сложное время и для родителей, и для самих подростков. Происходящие с ребенком бурные физические и эмоциональные изменения вызывают у него неуверенность и сомнения в себе, и от отношения к нему родителей, от их ожиданий в этот период во многом зависит, какая сформируется самооценка. У подростков много поводов для беспокойства и переживаний: подготовка к экзаменам, выбор профессии, отношения со сверстниками, социальный имидж, первая любовь. Происходящее в семье тоже оказывает влияние на подростка — разногласия между родителями, ссоры с братьями или сестрами, финансовые трудности. Если во взаимоотношениях между родителями и подростком не все ладится, есть трудности, никогда не поздно все изменить. Правда, чем старше ребенок, тем больше усилий необходимо прилагать взрослым. Безвыходных ситуаций не бывает, важно проявить терпение, не останавливаться на полпути.
Поведение подростка, на которое следует обратить особое внимание:
• частое грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности;
• стремление к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым по ступкам, отрицание проблем;
• прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я устал(а) от такой жизни», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Нет смысла жить дальше», «Скоро все закончится»;
• нехарактерное поведение: снижение социальной активности у ранее общительных детей или, наоборот, повышенная общительность у тихонь, несвойственное желание уединения, утрата интереса к любимым занятиям;
• предпочтение траурной или скорбной музыки, внезапный интерес, проявляющийся косвенно или прямо, к отравляющим веществам, раздача личных вещей;
• разговоры об отсутствии ценности жизни;
• высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он (она) очень скоро пожалеет о том, что отверг меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
• признаки несчастной любови. Взрослые зачастую считают подростковую любовь несерьезной. При неудачном «любовном» опыте ребенок может решить, что он неудачник, никому не нужен в этом мире;
• проблемы в отношениях со сверстниками. Ребенок может чувствовать себя белой вороной, изгоем, с которым никто не хочет общаться.
Как построить разговор с подростком?
Не паникуйте! Эмоциональная стабильность взрослого помогает успокоиться подростку. Важно сохранять доброжелательный, спокойный настрой. Не пытайтесь сгладить провоцируемые ребенком конфликты. Дайте выход его агрессии, а затем послушайте, что вызывает гнев.
Выслушивайте. Если подросток пытается вам что-то продемонстрировать каким бы то ни было способом, значит, он доверяет вам и верит, что вы способны услышать. Сначала без осуждений выслушайте ребенка, если его слова пугают вас, скажите об этом прямо. Ему нужна помощь, а не заверения в том, что все в порядке.
Будьте внимательны. Внимательно относитесь ко всему сказанному подростком, даже если, на ваш взгляд, это незначительные проблемы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.
Уважайте эмоции. Не обесценивайте переживания ребенка. Не останавливайте слезы, когда они есть, — нередко за такой реакцией стоит душевная боль. Боли нужен выход, а ребенку, который плачет, — поддержка. Отразите его переживания — скажите, что вы видите, что ребенку больно и спросите, как вы можете помочь. Для подростка переживание любви, предательства, одиночества — самое сильное.
Вселяйте надежду. Расскажите о своих (возможно схожих) переживаниях, поделитесь своим опытом преодоления этой ситуации. Подчеркните, что с любой кризисной ситуацией можно справиться.
Ищите выход из трудной ситуации. Откажитесь от навязывания своего мнения. Предложите помощь, сотрудничество в разрешении трудной ситуации.
Уважаемые родители! Как вы уже поняли, умение ребенка справляться со стрессом и кризисными ситуациями закладывается в семье. Наблюдая за вами, дети учатся владеть своими эмоциями, конструктивно решать проблемы, быть стойкими и видеть в кризисе вызов, а не катастрофу. Родители — главный источник исцеления ребенка, который поможет улучшить эмоциональное состояние, обрести и сохранить психологическое равновесие, научит управлять ситуациями, которые можно изменить, и достойно принимать неизбежное. Вы создаете ту безопасную зону, в которой восстанавливаются внутренние ресурсы ребенка, его доверие к себе и к окружающему миру. Если ребенок чувствует родительскую защиту, ему не страшно идти в большую жизнь.
В любой ситуации оставайтесь оптимистами. Если чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обращаться к специалистам.
Драбович Т.И., педагог-психолог социально-педагогического центра