Методические рекомендации педагогам учреждений образования по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса
Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от них. Это заболевание начинается со случайного (или под влиянием, давлением) приема наркотика с последующим формированием наркотической зависимости. Кроме наркотиков серьезную угрозу представляют и отдельные психотропные средства, которые оказывают такое же сильное действие на центральную нервную систему, как и наркотики. Наркомания представляет угрозу жизни и здоровью не только для отдельного человека. Она представляет опасность для всего общества.
Если раньше наркотики употребляли единицы, и многие из них могли жить с этой привычкой довольно долго, то сейчас наркомания становится массовой, а с распространением огромного количества синтетических наркотиков, которые стали очень доступными и популярными у молодежи, это зло стало покушаться на самую большую ценность человечества – детей и молодых людей.
Наркотики эти чрезвычайно опасны, так как доступны, просты в употреблении и действуют, в первую очередь, на психику. В 99% случаев употреблять курительные смеси начинают те, кто уже курит сигареты.
Очень важен тот факт, что употребление курительных смесей является первой ступенькой к переходу на более тяжелые наркотики.
По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь большинство наркопотребителей – лица в возрасте до 35 лет (84,5%). Из них моложе 15 лет – 2,9%, 15-19 лет – 10,3%, 20-24 лет – 22,4% и 25-34 лет – 48,9%.
Уровень наркотизации в нашей стране составляет около 154,8 чел. на 100 тыс. жителей и увеличился в 1,8 раза по сравнению с показателем 2003 г. – 86,3 чел.
Первичная профилактика, осуществляемая учреждениями образования. В процессе профилактики наркомании и осуществления антинаркотической деятельности важно не перейти грань, отделяющую процесс информирования о существующей опасности потребления наркотических средств и психотропных веществ от повышения интереса к наркотикам.
Профилактика наркомании, в прочем, как и потребления алкоголя, совершения правонарушений может быть: первичной, вторичной и третичной.
Первичная профилактика наркомании, задача которой уберечь детей и подростков от первого употребления психоактивного вещества на самых ранних этапах их взросления, может и должна проводиться широко, повсеместно, со всеми детьми и подростками школьного возраста, пока они здоровы и не успели познакомиться с наркотическими веществами.
Целью вторичной профилактики является сохранение здоровья детей и подростков, уже имеющих опыт употребления.
Третичная профилактика предназначена для продления жизни лиц, страдающих сформированной зависимостью от наркотиков путем предупреждения повторных рецидивов после лечения.
Профилактика наркомании среди детей и подростков, которые никогда не употребляли психоактивные вещества и среди тех, кто уже имеет определенный опыт, а тем более среди опытных потребителей наркотиков проводится различными методами и средствами. Поэтому, вторичную и третичную профилактику выполняют профессионально подготовленные специалисты (медицинские и социальные работники, сотрудники соответствующих отделов милиции).
В работе по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркоманий и токсикоманий среди учащихся образовательных учреждений обязаны участвовать все, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, учителя, воспитатели, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения и злоупотребления алкоголем в молодёжной среде должна быть направлена на объединение сил не только учреждений образования (школ, лицеев, гимназий, ССУЗов, ВУЗов), но и семьи учащегося. Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Семья –это отдельный субъект профилактической работы. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения молодёжи к ПАВ (факторы риска и защитные факторы).
Практически все детское население страны обучается в школе. В школе дети получают необходимые для их будущей взрослой жизни знания. Поэтому первичную профилактику наркомании необходимо проводить именно в школе и на всем протяжении обучения.
Первичная профилактика должна осуществляться преимущественно педагогами и школьными психологами и являться составной частью социального воспитания и социально-психологической помощи в период взросления.
Первичная профилактика постоянная каждодневная работа и проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения и опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Так как в настоящее время приобщиться к потреблению психоактивных веществ или обнаружить какие-либо другие отклонения поведения может практически любой подросток. Главным направлением должно стать формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях и устойчивости к наркотикам, т.е. формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания
Первичную профилактику наркомании необходимо проводить со всеми учащимися общеобразовательных школ с учетом пола и возраста ребенка, социально-культурных факторов. Профилактика должна быть личностно-ориентированной.
В обязательном порядке обращать внимание на детей, имеющих факторы риса, а также семейного неблагополучия. В ходе первичной профилактики наркомании среди подростков необходимо выявить так называемую «группу риска». Ее составляют подростки с определенной предрасположенностью к алкоголизации и наркотизации, у которых более высока вероятность возможного употребления наркотиков. Это подростки:
• с отягощенной наследственностью в плане алкоголизации, наркотизации, а так же психических заболеваний;
• с выраженными отклонениями в характере, поведении, реагировании – вследствие ранней или приобретенной (травма, нейроинфекция) органической мозговой патологии или развившихся в связи с дефектами воспитания патологических (психопатических) черт личности;
• педагогически запущенные и из социально неполноценных семей – грубо конфликтных, распадающихся, неполных, члены которых склонны к злоупотреблению алкоголем, а также у которых наблюдалось асоциальное или уголовно наказуемое поведение.
Необходимые для целенаправленной профилактической работы сведения о родителях, отрицательно влияющих на поведение детей, состоящих на учете в органах внутренних дел. Вместе с тем, следует иметь в виду, что у определенной части подростков-наркоманов внешне вполне благополучные семьи.
При проведении первичной профилактики применяются формы и средства информационного воздействия, адаптированные к молодежной аудитории (КВН, конкурсы, соревнования, тематическое шоу, спектакли, концерты, выставки лучших работ и др.). Полезными являются выступления (в ходе проведения мероприятий или перед их началом) врачей, работников милиции с демонстрацией соответствующих кино-, видеоматериалов.
Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин.
Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение следует уделять привлечению детей к занятиям в сфере дополнительного образования, организации использования досуга школьников, в частности привлечения детей к занятиям в спортивных секциях. Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом.
Дошкольный возраст –это формирование представлений о теле человека, что плохо, хорошо, привитие правил гигиены, навыков самообслуживания, ухода за собой.
Формирование индивидуальных алкогольных установок начинается с 9-10 лет, поэтому противоалкогольное воспитание начинается с начальной школы. Статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.
Младший школьный возраст – уже необходимо освещать какие есть привычки, как вредны. Цель- формирование мотивации здорового образа жизни.
Для детей младшего школьного возраста важным моментом в формировании ЗОЖ является личный пример педагогов, родителей. Который оказывает влияние на представление ребенка о действительности. Поэтому важно проводить работу с родителями, обращая внимание на своевременное выявление неблагополучия.
Подростковый возраст – важный критический этап, на котором закладываются алкогольные, наркотические установки, установки на ЗОЖ, умение применять способы отказа от наркотиков.
Любые попытки коррекции со стороны взрослых воспринимаются как посягательства и часто приводят к обратным результатам.
Кроме того в этом возрасте основной потребностью является общение. Ведь именно в группах дети впервые пробуют спиртные напитки, ПАВ и др.
Особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 14-15-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно.
Качество работы с родителями. Это общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием правоохранительных органов, прокуратуры, психологов, медицинских работников, специалистов СППС. Это родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских работников). Индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения и злоупотребления алкоголем в молодёжной среде должна быть направлена на объединение сил не только учреждений образования, но и семьи учащегося. Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения молодёжи к ПАВ (факторы риска и защитные факторы). Современные модели, на основе которых строятся в настоящее время наиболее эффективные профилактические программы, выделяют семью, как отдельный субъект профилактической работы.
Основными целями программ по профилактике вредных привычек являются:
1. Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина.
2. Рассказать о социальных последствиях употребления ПАВ, алкоголя и табака.
3. Оказать практическую помощь родителям в профилактике.
4. Приобретение учащимися навыка сказать "Нет"
5. Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
Раннее предупреждение употребления наркотиков, алкоголя среди детей и подростков базируется на том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение. Благодаря этому охватываются все стороны жизнедеятельности подростка, и создаются условия для активного выявления и динамического контроля над процессом предупреждения употребления психоактивных веществ. Однако важным для нас является положение о витальной функции семьи - жизненно необходимой среды для развития и воспитания ребенка.
Во всех школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной наркотизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда могут получить необходимую консультацию, помощь в случаях возникновения у них проблем, связанных с наркотизацией и алкоголизацией. В случаях добровольного обращения учащихся за помощью строго соблюдаются принципы доверия, уважения, врачебной тайны. Необходимо стремиться к тому, чтобы такое обращение стало нормальным явлением, так как оно отражает рост сознательного отношения подростков к личным и социальным проблемам, а, следовательно, и качество воспитательной работы.