День защиты детства
Дети - наше будущее
Дом без насилия
Встреча с выпускниками
Районный этап олимпиады правовых знаний
Семинар-практикум для учреждений дошкольного образования
Послевкусие новогодних праздников
День защиты детства в социально-педагогическом центре прошел насыщенно и весело.  Профсоюзные лидеры района первыми... Читать далее...
Социально-педагогическим центром Глубокского района 24 мая 2023 года был организован и проведен круглый стол «Дети - наше... Читать далее...
С 3 по 7 апреля 2023 года в Беларуси проходит республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!», направленная на... Читать далее...
 "Знания непременно проложат ... Читать далее...
30 марта на базе Государственного учреждения образования «Социально-педагогический центр Глубокского района» прошел... Читать далее...
24 марта 2023 года на базе ГУО «Социально-педагогический центр Глубокского района» прошел семинар-практикум для... Читать далее...
Новогодние и рождественские праздники  запомнились воспитанникам детского социального приюта как время чудес,... Читать далее...

Подростковый возраст является периодом глубоких изменений в физиологической, эмоционально-личностной и психологической сферах, когда происходит развитие самосознания, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления, формируется мировоззрение. Серьезные социальные проблемы связаны с особенностями поведения, образа жизни, сформировавшегося в подростковом возрасте. В данный возрастной период возникает реакция эмансипации, стремление к группированию со сверстниками, реакция подражания, оппозиционность, которые являются зоной повышенного риска, формирующей зависимое поведение.
Подростки демонстрируют неоправданную лояльность и не критичность по отношению к алкоголю и наркотикам, которые рассматриваются ими как атрибуты взрослости и средства получения удовольствия.
Во многом причиной начала употребления психоактивных веществ являются социально-психологические сложности подросткового возраста и психологические проблемы взросления.
Программа профилактики должна быть направлена на развитие у подростка недостающих ему навыков и психологических качеств.
Учитывая естественные возрастные потребности подростка — поиск смысла жизни и самоопределения, стремление к идеалу, самоутверждение и желание быть личностью, — целью программы профилактики является оказание помощи подросткам в приобретении навыков, необходимых для формирования рефлексии, саморегуляции и целеполагания.
Практически все детское население страны обучается в школе. В школе дети получают необходимые для их будущей взрослой жизни знания. Поэтому первичную профилактику необходимо проводить именно в школе и на всем протяжении обучения.
Первичная профилактика должна осуществляться преимущественно специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования и являться составной частью социального воспитания и социально-психологической помощи в период взросления.
Первичная профилактика - постоянная каждодневная работа и проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения по опережению негативного влияния «опытных» сверстников и более старших товарищей. Так как в настоящее время приобщиться к потреблению психоактивных веществ или обнаружить какие-либо другие отклонения поведения может практически любой подросток. Главным направлением должно стать формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях и устойчивости к алкоголизации т.е. формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания.
Первичную профилактику потребления алкогольных напитков необходимо проводить со всеми учащимися с учетом пола и возраста ребенка, социально-культурных факторов. Профилактика должна быть личностно-ориентированной.
В обязательном порядке обращать внимание на детей, имеющих факторы риска, а также семейного неблагополучия. В ходе первичной профилактики среди подростков необходимо выявить так называемую «группу риска». Ее составляют подростки с определенной предрасположенностью к алкоголизации, у которых более высока вероятность возможного употребления наркотиков. Это подростки:
• с отягощенной наследственностью в плане алкоголизации, наркотизации, а также психических заболеваний;
• с выраженными отклонениями в характере, поведении, реагировании – вследствие ранней или приобретенной (травма, нейроинфекция) органической мозговой патологии или развившихся в связи с дефектами воспитания патологических (психопатических) черт личности;
• педагогически запущенные и из социально неполноценных семей – грубо конфликтных, распадающихся, неполных, члены которых склонны к злоупотреблению алкоголем, а также у которых наблюдалось асоциальное или уголовно наказуемое поведение.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что у определенной части подростков, употребляющих алкогольные напитки внешне вполне благополучные семьи.
Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение следует уделять привлечению детей к занятиям в сфере дополнительного образования, организации использования досуга школьников, в частности привлечения детей к занятиям в спортивных секциях. Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики регулярных занятий физической культурой и спортом.
Основные задачи первичной профилактики:
1. Направленное развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: – Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам); собственной системы ценностей, целей и установок; способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать жизненные проблемы, умения оценивать ситуацию и свои возможности контролировать ее.
2. Развитие навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами: принятия решения и преодоления жизненных проблем; восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение; отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; использования альтернативных употреблению психоактивных веществ, способов преодоления стресса, получения радости и удовольствия; бесконфликтного и эффективного общения.

Индивидуально-профилактическая работа с подростками, имеющими случаи употребления алкогольных напитков

– найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения;
– изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;
– вовлекать подростков в общественно-значимую деятельность, объединения дополнительного образования;
– путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;
– изучить интересы, склонности способности учащихся «группы риска» с целью использования их в коррекционной работе;
– установить, входит ли «трудный ребёнок» в другие компании;
– проведение специалистами СППС занятий для детей «группы риска» по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов и др.

Основные сферы (направления) профилактической работы:
1. Представления подростка о влиянии отклоняющегося поведения на все сферы жизни.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Самосознание и Я-концепция.
4. Позитивное мышление.
5. Принятие решения и ответственность.
6. Построение партнерских отношений.
7. Ценность здорового образа жизни.
8. Эффективная коммуникация.
9. Ассертивность (навык уверенности).

Рекомендации по подбору упражнений для профилактических занятий
Каждое занятие должно состоять из 3 частей:
1. Вступительная (разминочная) часть, во время которой ведется постепенная, развивающая подготовка к основным упражнениям, устанавливается возможность взаимодействия участников друг с другом (7–10 минут).
2. Основная часть — 1–3 упражнения и обсуждение результатов их выполнения, нацеленных на достижение основных задач занятия (30–60 минут).
3. Заключительная часть, в которой подводятся итоги (обсуждение, шеринг) занятия, намечается план самостоятельной работы, проясняются вопросы и формулируются проблемы, вскрывшиеся в процессе выполнения упражнений. Заключительное обсуждение позволяет участникам сконцентрироваться на том, что они узнали во время занятия. Отведенное время — 10–15 минут.
Специалист имеет возможность самостоятельно подбирать упражнения, исходя из количества участников занятия, их возраста, времени, отведенного на занятие, и основных проблемных сфер, выявленных в ходе диагностики.

Деятельность по профилактике злоупотребления алкоголем в молодёжной среде должна быть направлена на объединение сил не только учреждения образования, но и семьи учащегося. Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Семья – это отдельный субъект профилактической работы. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения молодёжи к ПАВ (факторы риска и защитные факторы).

Основные блоки профилактической деятельности с родителями

• Выявление. Предполагает ознакомление родителей с основными признаками употребления ПАВ у детей. Первичную диагностику ситуации с использованием анкеты. Кроме того, обязательное информирование родителей о службах помощи в ситуации подозрения на употребление ПАВ или установление факта потребления. Информирование родителей о фактах распространения или употребления ребенком алкогольных напитков, ПАВ.
• «Непрямая профилактика». Представляет основную часть в системе профилактики. Главная задача профилактики – это обсуждение условий семейного воспитания для увеличения личностных ресурсов ребенка, консультирование родителей по проблемным ситуациям. К примеру «Конфликт с ребенком, причины и способы разрешения»; «Негативизм ребенка – источники и способ поведения родителей»; «Когда в семье конфликт»; «Ребенок не слушает меня».
Тематика консультаций может быть составлена на основании предварительной диагностики проблем семейного воспитания. Предполагается работа с проблемными ситуациями семейного воспитания, обмен опытом семейного воспитания, обсуждение семейных традиций и т.п.
Важна и организация совместных с детьми мероприятий (досуговых, классных часов, походов, экскурсий, спортивных мероприятий и т.п.).
• «Прямая профилактика». Реализация информационной модели в работе с родителями. Информирование родителей о факторах риска, медицинских, правовых и иных последствиях злоупотребления ПАВ. Обсуждение семейных факторов риска злоупотребления ПАВ.

Основная тематика занятий:
1. Факторы риска, способствующие употреблению алкоголя и ПАВ детьми и подростками.
2. Мотивы употребления алкоголя детьми и подростками.
3. Как противостоять алкоголизму.
4. Поиск внутренних ресурсов при риске формирования зависимости.
5. Как отказаться от употребления.
6. Как защитить своих детей.
(Желательно не останавливаться на традиционной форме лекций, а после небольшого информирования обращаться к интерактивным формам – групповым дискуссиям, практикумам и т.п.)

Формы работы с родителями:
– просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев);
– психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: ребенок уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в кражах и т.д.);
– психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями;
– привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;
– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми, выработка рекомендаций;
– создание положительной мотивации у родителей во взаимодействии с педагогами и включению в воспитательный, образовательный процесс;
– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы совета профилактики.
Раннее предупреждение употребления алкоголя среди детей и подростков базируется на том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение. Благодаря этому охватываются все стороны жизнедеятельности подростка, и создаются условия для активного выявления и динамического контроля над процессом предупреждения употребления психоактивных веществ. Однако важным для нас является положение о витальной функции семьи - жизненно необходимой среды для развития и воспитания ребенка.
Во всех школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной алкоголизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда могут получить необходимую консультацию, помощь в случаях возникновения у них проблем, связанных с алкоголем. В случаях добровольного обращения учащихся за помощью строго соблюдаются принципы доверия, уважения, конфиденциальности. Необходимо стремиться к тому, чтобы такое обращение стало нормальным явлением, так как оно отражает рост сознательного отношения подростков к личным и социальным проблемам, а, следовательно, и качество воспитательной работы.

 Кириллова М.В., педагог-психолог