Методические рекомендации по организации работы по профилактике употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, наркотических средств, психоактивных веществ
Зависимость от употребления наркотических, психотропных веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье.
К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи.
Приоритетной задачей педагогических коллективов, специалистов социально-педагогической и психологической службы является профилактика и своевременное выявление несовершеннолетних склонных к противоправному поведению. Особое значение имеет скоординированность действий, направленных на повышение информационной культуры, формирование негативного отношения к употреблению любых психоактивных веществ, пропаганду ценности здорового образа жизни.
Основные направления работы с подростками «группы риска» по незаконному употреблению наркотических и психотропных веществ
Деятельность педагогического коллектива:
– выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям;
– определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков;
– вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
- коррекция детско-родительских взаимоотношений, расширение сети контактов ребенка.
Индивидуально-профилактическая работа с подростками:
– найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения;
– посещать на дому с целью контроля над условиями семейного воспитания, организацией свободного времени, занятости в каникулярное время, подготовкой к урокам;
– изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;
– посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;
– вовлекать подростков в общественно-значимую деятельность, объединения дополнительного образования;
– путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;
– изучить интересы, склонности способности учащихся «группы риска» с целью использования их в коррекционной работе;
– установить, входит ли «трудный ребёнок» в другие компании;
– проведение специалистами СППС занятий для детей «группы риска» по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов и др.;
– привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в образовательном учреждении.
Работа с родителями:
– просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев);
– психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: ребенок уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в кражах и т.д.);
– психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями;
– привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;
– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми, выработка рекомендаций;
– создание положительной мотивации у родителей во взаимодействии с педагогами и включению в воспитательный, образовательный процесс;
– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы совета профилактики.
Особенности реабилитационной работы с детьми, имеющими опыт употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических веществ
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 утверждено Положение о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.
Определен порядок действий специалистов по реабилитации несовершеннолетних, рассмотренных на комиссии по делам несовершеннолетних повторно в течение года по фактам потребления подростками наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.
Комиссией по делам несовершеннолетних принимается решение о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего и в течение трех дней копия решения направляется в социально-педагогический центр, родителям, в учреждение образования по месту обучения ребенка и другим заинтересованным органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На начальном этапе работа организуется специалистами учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний совместно с социально-педагогическим центром, инспекцией по делам несовершеннолетних, учреждением здравоохранения. К профилактической работе могут также привлекаться учреждения социального обслуживания населения, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций.
При получении копии решения о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего ответственные лица в течение пяти рабочих дней предоставляют в социально-педагогический центр предложения по мероприятиям первичной индивидуальной реабилитационной программы.
Сроки реализации программы – 1 год.
Социально-педагогический центр обобщает полученные предложения и не позднее 15 дней с момента принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних предоставляет в комиссию для утверждения первичную индивидуальную реабилитационную программу, в последствие ежеквартально направляет отчет о ее реализации. Формирует личное дело несовершеннолетнего.
Учреждения образования вместе с предложениями в индивидуальную реабилитационную программу предоставляют в социально-педагогический центр:
- копию индивидуального плана работы с обучающимся, в отношении которого проводилась индивидуальная профилактическая работа;
- информацию о реализации индивидуального плана работы;
- психолого-педагогическую характеристику обучающегося.
В ходе реализации программы направляют:
- информацию о ее реализации;
- выписки из протоколов заседания совета профилактики, где рассматривается вопрос о ходе реализации первичной индивидуальной программы;
- иные материалы по реализации комплексной реабилитации.
Специалисты учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний, и с которым проводится индивидуальная профилактическая работа должны:
- выявить причины аддиктивного поведения ребенка;
- разработать и реализовывать индивидуальные коррекционные программы, способствующие развитию личностной идентичности несовершеннолетнего, познавательной и учебной мотивации, социально-профессиональному самоопределению и т.д.;
- организовать работу, направленную на формирование у несовершеннолетнего навыков здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению алкогольных напитков, наркотических средств и других психоактивных веществ;
- организовывать досуговую занятость обучающегося, общественно-полезную деятельность;
- предоставлять психолого-педагогическую помощь родителям, обеспечить консультирование по вопросам воспитания ребенка, взаимодействия с ним;
- при необходимости вносить предложения по дальнейшей индивидуальной работе с несовершеннолетним.
Основной принцип деятельности специалистов СППС учреждения образования с несовершеннолетним - комплексная работа и согласованное взаимодействие с педагогами, классным руководителем и родителями.
Основная задача специалистов СППС в работе с родителями - предоставление родителям полной информации о несовершеннолетнем: о его возможностях и ограничениях, сильных и слабых сторонах характера, перспективах дальнейшего развития и т.д. Разъяснение причины нарушений в развитии и социальной адаптации их ребенка, а также возможные пути коррекции.
Работу с семьей можно осуществлять в рамках профилактических программ для родителей, которые могут проходить в форме тренингов, круглых столов, лекций, конференций, дискуссий и т.д.
Программа может включать:
- обучение родителей знаниям о психологических особенностях подростка, причинах нарушений поведения у подростков, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление;
- оказание помощи в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;
- определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;
- определение направления и стратегии развития личностных ресурсов у подростков (как взаимодействовать с подростком, чтобы его ресурсы развивались, а не подавлялись; как сделать совою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой);
- обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми.