• sld_02.jpg
  • slider-2019-1.jpg


Состояние, когда нет сил и уже, казалось бы, ничего не радует, сегодня знакомо практически каждому из нас. В жизни бывает так, что человек начинает работать с энтузиазмом и самоотдачей, а через какое-то время его пыл исчезает, взгляд становится безразличным, а результаты ухудшаются. Эмоциональное выгорание для человека опасно тем, что он теряет интерес к жизни, перестает общаться с людьми, тормозится в профессиональном и личном развитии. Он становится одиноким потому что сам создает вокруг себя вакуум. Он воспринимает себя жертвой и считает жизнь несправедливой.
Фазы эмоционального выгорания
Нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные клиенты. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.
Сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации.
Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Профилактика эмоционального выгорания
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Эмоциональное общение. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.
6. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь, очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
Как предупредить эмоциональное выгорание педагогов
- украшайте и обогащайте жизнь интересным веселым общением, искусством, музыкой, походами на природу, литературой;
- постоянно пересматривайте свои жизненные цели и ценности, отношение к самому себе, другим людям и к своей работе;
- принимайте и укрепляйте свое «Я».
- осознайте ценность своей жизни.
- старайтесь быть уверенными в своих силах.

Зевалич Т.А., педагог-психолог

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от педагогов;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- результаты медицинского осмотра, наличие синяков, ссадин и др.;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
-изменения в поведении ребенка, плохая концентрация внимания, неухоженность, апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка, нежелание идти домой, усталость и др.

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей либо лиц их замещающих, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении ребенка
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в отдел по образованию райисполкома и РОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

Адамович И.С., педагог социальный

Просветительская деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы, в частности, педагога социального с родителями может проходить через групповые и индивидуальные формы и методы работы.

Групповые формы работы с родителями

1. Родительские собрания — форма анализа, осмысления проблемы на основе опыта воспитания. Общешкольные родительские собрания проходят, как правило, два раза в год. На первом собрании родителей знакомят с документами, регламентирующими работу школы в предстоящем учебном году с основными направлениями ее деятельности. На заключительном собрании — выход на результаты по итогам года по всем направлениям деятельности.
Общешкольные родительские собрания школы дают воз¬можность педагогу социальному познакомить родителей c нормативными правовыми документами, направленными на защиту прав и законных интересов детей и др.
- мероприятиями специалистов СППС, проводимых для родителей и детей в УО и др.

2. Родительские университеты в параллели классов — эта форма психолого-педагогического просвещения роди¬телей, которая повышает информированность по вопросам воспитания подростков с учетом их возрастных особенностей. Программа «Родительского университета» составляется педагогами с учетом особенностей обучающихся и их родителей.

3. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и зак¬репление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов.

4. Пресс-конференция. Встреча родителей с администрацией школы, педагогами, психологом, педагогом социальным с целью получить ответы на волнующие вопросы. Вопросы могут быть заранее подготовлены по определенной теме, а можно задавать спонтанно.

5. Лекции — эта форма работы может быть организо¬вана через родительские собрания, конференции, семи¬нары. Лекторы — специалисты по проблемам профилактики отклонений в поведении и др.

6. Психолого-педагогический консилиум — совместное обсуждение поведения ребенка с целью согласования точек зрения, действий, выработки программы решения проблемы.

7. Малый педагогический совет — родительский совет, работающий по аналогии с учительским. Его цель: привлечение родителей к решению актуальных школьных проблем.

8. Школа молодого родителя — совместная просветительская деятельность медиков и педагогов. Цель данной работы состоит в педагогической и социально-психологической подготовке родителей к воспитанию будущих детей.

9. Родительский клуб «Моя семья» — организация просвещения по запросам родителей, организация досуга клубного заседания. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Презентация опыта семейного воспитания.

10. Круглый стол — дискуссионная форма общения, цель которой — достижение взаимопонимания, педагогического согласия по проблеме.

11. Педагогический практикум. Цель: осмысление опыта родителей посредством обсуждения конкретных реальных воспитательных ситуаций.

12. Групповая консультация (1 раз в два месяца с семьями, имеющими идентичные проблемы).
Например:
• «В семье — первоклассники».
• «Особенности поло-ролевых отношений подростка».
• «Особенности воспитания в неполных семьях».
• «Условия здорового образа жизни семьи».
• «Культура взаимоотношений в семье» и др.

Индивидуальные формы работы с родителями

1. Посещение учащихся на дому — эта форма требует специальной подготовки. Цели посещения семей.
• Изучить условия проживания, особенности семейного воспитания.
• Определить микроклимат семьи.
• Выявить причины нарушения взаимоотношений семьи.
•Изучить традиции семьи в воспитании подростка и др.

2. Индивидуальная консультация—достаточно оператив¬ная форма обсуждения и осознания проблем родителями.
Тематика:
• «Особенности детей, воспитывающихся в семье, где родители склонны к употреблению алкоголя».
• «Наркотики и подросток».
• «Мальчики и девочки: особенности воспитания».
• «Межличностные отношения в семье — какие они?»
• «Формирование психолого-педагогической культуры семьи».
• «Требовательность к себе как одно из условий родительского положительного примера» и др.

3. Обмен опытом. Может происходить постоянно как компонент любой формы педагогического общения.

4. Родительский вестник. Издание, периодически выходящее в рамках школы, освещающее проблемы развития, обучения, семейного воспитания.

5. Разработка памяток и информационных листовок по вопросам воспитания детей, психологических особенностей данного возраста.

Формы и методы работы
педагога cоциального в шестой день недели

Работа с родителями

1. Индивидуальные беседы по проблемам.
2. Проведение круглых столов, групповых консультаций.
3. Организация родительских суббот с привлечением родителей, имеющих позитивный опыт воспитания ребенка.
4. Посещение семей.
5. Использование активных методов взаимодействия
(деловые игры, моделирование и разбор ситуаций, дискуссии и др.).

Работа с учащимися

1. Индивидуальные беседы по проблемам с учащимися различных категорий и возрастов.
2. Групповое консультирование учащихся, имеющих проблемы в поведении.
3. Диагностическое обследование учащихся (анкетирование, проведение опросов, тестирование).
4. Коррекционно-развивающие упражнения по пре¬одолению проблем в поведении.
5. Групповые, индивидуальные занятия с учащимися.

Работа с классным руководителем,
учителями-предметниками

1. Индивидуальные консультации по проблемам.
2. Совместное планирование работы с учащимися, имеющими отклонения в поведении.
3. Оказание помощи в изучении классного коллектива, отбор методического инструментария, проведение исследований, анализ данных.
4. Совместное планирование мероприятий с родителями.
5. Активные методы взаимодействия педагога социального с педагогическим коллективом (учебные деловые игры, моделирование и разбор типичных конфликтных ситуаций и др.).

апрель 2019 г.

Адамович И.С., педагог социальный

Зависимость от употребления наркотических, психотропных веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье.
К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи.   
Приоритетной задачей педагогических коллективов, специалистов социально-педагогической и психологической службы является профилактика и своевременное выявление несовершеннолетних склонных к противоправному поведению. Особое значение имеет скоординированность действий, направленных на повышение информационной культуры, формирование негативного отношения к употреблению любых психоактивных веществ, пропаганду ценности здорового образа жизни. 
 
Основные направления работы с подростками «группы риска» по незаконному употреблению наркотических  и психотропных веществ
 
 Деятельность педагогического коллектива:
 
 – выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям; 
– определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков;
 – вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней; 
- коррекция детско-родительских взаимоотношений, расширение сети контактов ребенка. 
  
Индивидуально-профилактическая работа с подростками:
 
 – найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения; 
– посещать на дому с целью контроля над условиями семейного воспитания, организацией свободного времени, занятости в каникулярное время, подготовкой к урокам;
 – изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения; 
– посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; 
– вовлекать подростков в общественно-значимую деятельность, объединения дополнительного образования;
 – путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;
 – изучить интересы, склонности способности учащихся «группы риска» с целью использования их в коррекционной работе;
 – установить, входит ли «трудный ребёнок» в другие компании; 
– проведение специалистами СППС занятий для детей «группы риска» по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов и др.; 
– привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в образовательном учреждении. 
 
Работа с родителями: 
 
– просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев); 
– психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: ребенок уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в кражах и т.д.); 
– психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями;
 – привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;
 – выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми, выработка рекомендаций;         
– создание положительной мотивации у родителей во взаимодействии с педагогами и включению в воспитательный, образовательный процесс; 
– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы совета профилактики.
 
  
Особенности реабилитационной работы с детьми, имеющими опыт употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических веществ 
 
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  27 июня 2017 г. № 487 утверждено Положение о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.
Определен порядок действий специалистов по реабилитации несовершеннолетних, рассмотренных на комиссии по делам несовершеннолетних повторно в течение года по фактам потребления подростками наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.
Комиссией по делам несовершеннолетних принимается решение о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего и в течение трех дней копия решения направляется в социально-педагогический центр, родителям, в учреждение образования по месту обучения ребенка и другим заинтересованным органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На начальном этапе работа организуется специалистами учреждения образования, в котором  обучается несовершеннолетний совместно с социально-педагогическим центром, инспекцией по делам несовершеннолетних, учреждением здравоохранения. К профилактической работе могут также привлекаться учреждения социального обслуживания населения, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций.
При получении копии решения о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего ответственные лица в течение пяти рабочих дней предоставляют в социально-педагогический центр предложения по мероприятиям первичной индивидуальной реабилитационной программы.
Сроки реализации программы – 1 год.
Социально-педагогический центр обобщает полученные предложения и не позднее 15 дней с момента принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних предоставляет в комиссию для утверждения первичную индивидуальную реабилитационную программу, в последствие ежеквартально направляет отчет о ее реализации. Формирует личное дело несовершеннолетнего.
 Учреждения образования вместе с предложениями в индивидуальную реабилитационную программу предоставляют в социально-педагогический центр:
- копию индивидуального плана работы с обучающимся, в отношении которого проводилась индивидуальная профилактическая работа;
- информацию о реализации индивидуального плана работы;
- психолого-педагогическую характеристику обучающегося.
 В ходе реализации программы направляют:
- информацию о ее реализации;
- выписки из протоколов заседания совета профилактики, где рассматривается вопрос о ходе реализации первичной индивидуальной программы;
- иные материалы по реализации комплексной реабилитации.
 Специалисты учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний, и с которым проводится индивидуальная профилактическая работа должны:
-  выявить причины аддиктивного поведения ребенка;
- разработать и реализовывать индивидуальные коррекционные программы, способствующие развитию личностной идентичности несовершеннолетнего, познавательной и учебной мотивации, социально-профессиональному самоопределению и т.д.;
- организовать работу, направленную на формирование у несовершеннолетнего навыков здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению алкогольных напитков, наркотических средств и других психоактивных веществ;
- организовывать досуговую занятость обучающегося, общественно-полезную деятельность;
- предоставлять психолого-педагогическую помощь родителям, обеспечить консультирование по вопросам воспитания ребенка, взаимодействия с ним;
 - при необходимости вносить предложения по дальнейшей индивидуальной работе с несовершеннолетним.
 Основной принцип деятельности специалистов СППС учреждения образования с несовершеннолетним - комплексная работа и согласованное взаимодействие с педагогами, классным руководителем и родителями.
Основная задача специалистов СППС в работе с родителями - предоставление родителям полной информации о несовершеннолетнем: о его возможностях и ограничениях, сильных и слабых сторонах характера, перспективах дальнейшего развития и т.д. Разъяснение причины нарушений в развитии и социальной адаптации их ребенка, а также возможные пути коррекции.
 Работу с семьей можно осуществлять в рамках профилактических программ для родителей, которые могут проходить в форме тренингов, круглых столов, лекций, конференций, дискуссий и т.д. 
 Программа может включать:
 - обучение родителей знаниям о психологических особенностях подростка, причинах нарушений поведения у подростков, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление;
  - оказание помощи в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению  внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;
  - определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;
 - определение направления и стратегии развития личностных ресурсов у подростков (как взаимодействовать с подростком, чтобы его ресурсы развивались, а не подавлялись; как сделать совою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой);
 - обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми.
 
 
 
Анкета
Предлагаем вам принять участие в проведении анкетирования, призванного выявить ваше отношение к проблеме торговли людьми. 

1.Подготовительный этап.
При выявлении учреждением образования факторов неблагополучия в семье либо поступлении сведений из других служб, ведомств осуществляется проверка информации. Если дети являются учащимися разных учреждений образования, в этом случае администрация либо специалист социально-педагогической и психологической службы оповещает иное учреждение образования, где обучаются остальные дети, и с которым будет осуществляться совместное проведение социального расследования и дальнейшее сопровождение семьи.

Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от них. Это заболевание начинается со случайного (или под влиянием, давлением) приема наркотика с последующим формированием наркотической зависимости. Кроме наркотиков серьезную угрозу представляют и отдельные психотропные средства, которые оказывают такое же сильное действие на центральную нервную систему, как и наркотики. Наркомания представляет угрозу жизни и здоровью не только для отдельного человека. Она представляет опасность для всего общества.

      Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
      Прервать дальнейшее распространение жестокого обращения в семье по отношению к детям способна эффективная система профилактики по следующим направлениям: работа собственно с семьями, работа с детьми с учетом имеющейся специфики, работа с педагогами.
Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
При работе с педагогами главными задачами являются:
•создать предпосылки для формирования безопасной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а так же оказание психологической и иной помощи педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
•информировать представителей педагогического коллектива о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
•усилить контроль за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе.
Формы работы с педагогами:
активные формы работы (тренинги, деловые игры, практикумы и т.д.)
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
психолого-педагогические чтения.
Работа с родителями.
При работе с родителями основная задача педагогов – донести до сознания родителей тот факт, что насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей.  В побоях и наказаниях видят подходящие средства только те родители, которые не знают другого пути объяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, и научить их правилам поведения. Даже если телесные наказания применяются в экстраординарных случаях, то и это нельзя оправдать, потому что существуют и другие способы воспитания.  Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, и чрезмерной возбудимостью, и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкиваются на агрессию. Таким образом, создается порочный круг поведения. Можно полагать, что жестокое обращение в семье  служит моделью агрессивного поведения. 
При работе с семьей главным является:
помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, набор средств родительского воздействия, которые исключали бы телесные наказания;
дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения;
обучить родителей методам ненасильственной педагогики, побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая поток требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку и предлагая варианты решения возникающих проблем.
Формы работы с родителями по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье:
родительские собрания (лекции, тренинги, кинолектории и т.д.)
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
вовлечение родителей в жизнедеятельность школы (классные и общешкольные мероприятия, походы, посещение уроков и т.д.)
наглядная информация (брошюры, статьи для родительского уголка)
Формы работы с детьми по предупреждению жестокого обращения
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
правовые лекции;
занятия по самозащите;
тренинги, игры по формированию навыков безопасного поведения;
размещение на информационных стендах адресов и контактных телефонов организаций, оказывающих помощь